ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Авторы

  • Алла Александровна Шварц

Ключевые слова:

здоровьесбережение, здоровьестроение, здоровый образ жизни, секреты здоровья.

Аннотация

Аннотация. Автор раскрывает опыт работы по формированию знаний учащихся о здоровьесбережении и активного приобщения к этому процессу самих учащихся.

Актуальность. Одной из важнейших целей образования является гармоничное развитие личности. Однако гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и хорошее здоровье человека.

Проблема: с одной стороны необходимость в глубокой, разносторонней образованности, а с другой резкое ухудшение здоровья выпускников школ.

Цель: сопоставить задачи развития образованности учащихся с задачами сохранения их здоровья в образовательных процессах.

Задачи

– сформулировать основные понятия школы радости, школы добра, как идеи «позитивной» и «здоровьесберегающей педагогики»;

– исследовать как идея добра «Доброжелательность, добродушие, добросердечность» способствуют построению «здоровьесберегающей педагогики»;

– сформулировать секреты здоровьесбережения учащихся, которые способствовали бы активизировать самих учащихся в собственном здоровьесбережении во время обучения в школе;

– проверить эффективность использования технологий здоровьесбережения и секретов здоровьесберегающей педагогики.

Материалы и Методы исследования

В исследовании приняло участие 202 ученика, 10 учителей. Тестирование функционального состояния организма учащихся. Анкетирование. Анализ результатов учебной деятельности. Анализ активности учащихся в организации собственного здоровьесбережения. Метод проектов в организации здоровьесберегающей деятельности учащихся.

Результаты и их обсуждение. Несформированность культуры здоровья напрямую зависит от недостаточного уровня объективных знаний о здоровье. Произошло повышение уровня осведомленности в организации собственной деятельности учащихся по здоровьесбережению у 100 % участников исследования. Повысилась активность личности в создании здоровьесберегающего личного пространства у 80 % школьников.

Выводы и заключение. Использование секретов здоровьесбережения способствует значительному повышению осведомленности учащихся по вопросам здорового образа жизни.

Библиографические ссылки

Список литературы

Васильева Г.В. Индивидуальный план учащихся как перспективная форма организации их здоровьесбережения / Г.В. Васильева, В.Ф. Стафеев // Качество науки – качество жизни. 2013. № 2. С. 55-56.

Вашлаева Л.П. Здоровьесбережение учащихся - приоритет образования / Л.П. Вашлаева, Лысова И.А. // Профессиональное образование. 2007. № 7. С. 16-17.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования (проект) // Учительская газета, 14 января 1997. № 1, С.8-9.

Демаков А.В. Здоровьесбережение и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у учащихся в контексте ФГОС / А.В. Демаков, Е.А. Демакова, Т.И. Шишкина // Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни. сборник научных трудов IX Всероссийской научно-практической конференции. М., 2016. С. 85-92.

Десятов С.М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы организации образовательного процесса в массовой школе: автореф. дис…канд. пед. наук / С.М. Десятов. Омск, 1999. 22 с.

Дронова М.Ю. Обеспечение здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности учащихся в педагогической системе современной школы / М.Ю. Дронова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 4. С. 24-28.

Ермакова М.А. Здоровьесбережение учащихся в образовательной среде школы как педагогическая проблема / М.А. Ермакова // Альманах молодой науки. 2014. № 3. С. 3-6.

Ермакова М.А. Модель процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся / М.А. Ермакова, Т.И. Меерзон, Н.В. Чуклова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 13 (230). С. 125-129.

Ермакова М.А. Теоретико-практические аспекты формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся / М.А. Ермакова, Н.В. Сократов, Т.И. Меерзон // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 12 (188). С. 112-116.

Ермакова М.А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы : автореф. дис. … канд. пед. наук / М.А. Ермакова. Самара, 2008. 23 с.

Ермакова М.А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы : дис. … канд. пед. наук / М.А. Ермакова. Самара, 2008. 139 с.

Ермакова М.А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы / М.А. Ермакова, С.С. Коровин, Г.М. Полько. Уфа, 2010. 140 с.

Закамерная Е.И. Здоровьесбережение учащихся на уроках технологии / Е.И. Закамерная // Современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. Пермь, 2017. С. 51-53.

Ившина Е.В. Дифференцированный подход как фактор здоровьесбережения учащихся при решении задач на уроке физики / Е.В. Ившина // Проблемы школьного и дошкольного образования. Материалы VII регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений» (с международным участием). Глазов, 2016. С. 612-616.

Казакевич Н.Н. Реализация функции здоровьесбережения учащихся основной школы в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности / Н.Н. Казакевич, А.В. Немковская, М.О. Федорович // Образование и социализация личности в современном обществе. материалы XI Международной научной конференции. Красноярск, 2018. С. 397-400.

Кофанова Л.В. Проблемы здоровьесбережения учащихся в теории и практике современного образования / Л.В. Кофанова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 1 (27). С. 66-72.

Матис Л.А. Формирование системы здоровьесбережения учащихся в условиях ФГОС / Л.А. Матис, Е.В. Чиркова // Вестник научных конференций. 2019. № 9-2 (49). С. 90-91.

Недобой А.В. Проблема здоровьесбережения учащихся школы на уроках математики / А.В. Недобой // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности детей и пути их решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией Н.В. Тимушкиной, Д.В. Воробьева. Саратов, 2017. С. 304-306.

Невзорова А.В. Современные формы работы педагогов по здоровьесбережению учащихся начальной школы / А.В. Невзорова, А.П. Климов // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы. Международная конференция «Чтения Ушинского» педагогический факультет ЯГПУ. Ярославль, 2015. С. 50-54.

Новик Л.В. Проблема здоровьесбережения в исследовательских работах учащихся по информатике / Л.В. Новик // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества. материалы VI международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2016. С. 144-148.

Сериков С.Г. Здоровьесбережение учащихся в образовательных процессах / С.Г. Сериков. Шадринск, 2001. 320 с.

Сидоров С.В. Здоровьесбережение учащихся в школе, работающей в режиме инновационного развития / С.В. Сидоров // Социосфера. 2012. № 2. С. 74-76.

Стафеев В.Ф. Опыт индивидуального планирования учащимися личного здоровьесбережения / В.Ф. Стафеев, Г.В. Васильева // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов. 2015. № 1. С. 16-19.

Харевич Т.В. Приоритетные направления работы учреждения образования по здоровьесбережению учащихся / Т.В. Харевич, Н.А. Пиунова, П.М. Якименко // Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2012. Т. 1. № 2-1. С. 249-254.

Ягудина Р.Р. Формирование компетенций здоровьесбережения учащихся на уроках и во внеурочной деятельности / Р.Р. Ягудина // Инновации в современной науке. Материалы II Международного осеннего симпозиума. Москва, 2013. С. 167-173.

References

Vasileva G.V., Stafeev V.F. Individualnyiy plan uchaschihsya kak perspektivnaya forma organizatsii ih zdorovesberezheniya [Individual plan of students as a promising form of organization of their health saving]. Kachestvo nauki – kachestvo zhizni [The quality of science is the quality of life]. 2013. no. 2. pp. 55-56. (In Russ.).

Vashlaeva L.P., Lyisova I.A. Zdorovesberezhenie uchaschihsya – prioritet obrazovaniya [Health saving of students – priority of education]. Professionalnoe obrazovanie [Professional education]. 2007. no. 7. pp. 16-17. (In Russ.).

Gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart osnovnogo obschego obrazovaniya (proekt) [State educational standard of basic General education (project)]. Uchitelskaya gazeta [Teacher's newspaper], January 14, 1997. no. 1, P. 8-9. (In Russ.).

Demakov A.V., Demakova E.A., Shishkina T.I. Zdorovesberezhenie i formirovanie kulturyi zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni u uchaschihsya v kontekste FGOS [Health saving and formation of culture of healthy and safe lifestyle in students in the context of the Federal state educational standard]. Fiziologicheskie, pedagogicheskie i ekologicheskie problemyi zdorovya i zdorovogo obraza zhizni. sbornik nauchnyih trudov IX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Physiological, pedagogical and environmental problems of health and healthy lifestyle. collection of scientific papers of the IX all-Russian scientific and practical conference]. Moscow, 2016. Pp. 85-92. (In Russ.).

Desyatov S.M. Pedagogicheskie usloviya sozdaniya zdorovesberegayuschey sistemyi organizatsii obrazovatelnogo protsessa v massovoy shkole: avtoref. dis…kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for creating a health-saving system for organizing the educational process in a mass school. Abstract of thesis]. Omsk, 1999. 22 p. (In Russ.).

Dronova M.Yu. Obespechenie zdorovesberezheniya i bezopasnosti zhiznedeyatelnosti uchaschihsya v pedagogicheskoy sisteme sovremennoy shkolyi [Ensuring the health and safety of students ' life in the pedagogical system of a modern school]. Ekonomicheskie i gumanitarnyie issledovaniya regionov [Economic and humanitarian research of regions]. 2013. no. 4. pp. 24-28. (In Russ.).

Ermakova M.A. Zdorovesberezhenie uchaschihsya v obrazovatelnoy srede shkolyi kak pedagogicheskaya problema [Health saving of students in the educational environment of the school as a pedagogical problem]. Almanah molodoy nauki [Almanac of young science]. 2014. no. 3. pp. 3-6. (In Russ.).

Ermakova M.A., Meerzon T.I., Chuklova N.V. Model protsessa formirovaniya individualnogo opyita zdorovesberezheniya u uchaschihsya [Model of the process of formation of individual health-saving experience in students]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural state University. Series: Education. Pedagogical science]. 2011. no. 13 (230). pp. 125-129. (In Russ.).

Ermakova M.A., Sokratov N.V., Meerzon T.I. Teoretiko-prakticheskie aspektyi formirovaniya individualnogo opyita zdorovesberezheniya u uchaschihsya [Theoretical and practical aspects of the formation of individual health-saving experience in students]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural state University. Series: Education. Pedagogical science]. 2010. no. 12 (188). pp. 112-116. (In Russ.).

Ermakova M.A. Formirovanie individualnogo opyita zdorovesberezheniya u uchaschihsya v obrazovatelnoy srede shkolyi : avtoref. dis. … kand. ped. nauk [Formation of individual experience of health saving in students in the educational environment of the school. Abstract of thesis]. Samara, 2008. 23 p. (In Russ.).

Ermakova M.A. Formirovanie individualnogo opyita zdorovesberezheniya u uchaschihsya v obrazovatelnoy srede shkolyi : dis. … kand. ped. nauk [Formation of individual experience of health saving in students in the educational environment of the school. Thesis]. Samara, 2008. 139 p. (In Russ.).

Ermakova M.A., Korovin S.S., Polko G.M. Formirovanie individualnogo opyita zdorovesberezheniya u uchaschihsya v obrazovatelnoy srede shkolyi [Formation of individual experience of health saving in students in the educational environment of the school]. Ufa, 2010. 140 p. (In Russ.).

Zakamernaya E.I. Zdorovesberezhenie uchaschihsya na urokah tehnologii [Health protection of students in the classroom technology]. Sovremennyie tehnologii v mirovom nauchnom prostranstve. sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 6 chastyah [Modern technologies in the world scientific space. collection of articles of the International scientific and practical conference: in 6 parts]. Perm. 2017. Pp. 51-53. (In Russ.).

Ivshina E.V. Differentsirovannyiy podhod kak faktor zdorovesberezheniya uchaschihsya pri reshenii zadach na uroke fiziki [Differentiated approach as a factor of health saving of students when solving problems in the physics lesson]. Problemyi shkolnogo i doshkolnogo obrazovaniya. Materialyi VII regionalnogo nauchno-prakticheskogo seminara «Dostizheniya nauki i praktiki – v deyatelnost obrazovatelnyih uchrezhdeniy» (s mezhdunarodnyim uchastiem) [Problems of school and preschool education. Materials of the VII regional scientific and practical seminar " Achievements of science and practice-in the activities of educational institutions "(with international participation)]. Glazov, 2016. Pp. 612-616. (In Russ.).

Kazakevich N.N., Nemkovskaya A.V., Fedorovich M.O. Realizatsiya funktsii zdorovesberezheniya uchaschihsya osnovnoy shkolyi v protsesse obucheniya osnovam bezopasnosti zhiznedeyatelnosti [Implementation of the health-saving function of primary school students in the process of learning the basics of life safety]. Obrazovanie i sotsializatsiya lichnosti v sovremennom obschestve. materialyi XI Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Education and socialization of the individual in modern society. proceedings of the XI International scientific conference]. Krasnoyarsk, 2018. Pp. 397-400. (In Russ.).

Kofanova L.V. Problemyi zdorovesberezheniya uchaschihsya v teorii i praktike sovremennogo obrazovaniya [Problems of health saving of students in the theory and practice of modern education]. Obrazovanie. Nauka. Innovatsii: Yuzhnoe izmerenie [Education. The science. Innovation: the southern dimension]. 2013. no. 1 (27). pp. 66-72. (In Russ.).

Matis L.A., Chirkova E.V. Formirovanie sistemyi zdorovesberezheniya uchaschihsya v usloviyah FGOS [Formation of the health-saving system of students in the conditions of the Federal state educational system]. Vestnik nauchnyih konferentsiy [Bulletin of scientific conferences]. 2019. no. 9-2 (49). pp. 90-91. (In Russ.).

Nedoboy A.V. Problema zdorovesberezheniya uchaschihsya shkolyi na urokah matematiki [The Problem of health saving of school students in math lessons]. Aktualnyie problemyi bezopasnosti zhiznedeyatelnosti deteyi puti ih resheniya. Materialyi Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem [Actual problems of children's life safety and ways to solve them. Materials of the all-Russian scientific and practical conference with international participation]. Saratov, 2017. Pp. 304-306. (In Russ.).

Nevzorova A.V., Klimov A.P. Sovremennyie formyi rabotyi pedagogov po zdorovesberezheniyu uchaschihsya nachalnoy shkolyi [Modern forms of work of teachers on health care of primary school students]. Doshkolnoe i nachalnoe obrazovanie: sovremennyie metodicheskie podhodyi [Preschool and primary education: modern methodological approaches]. Yaroslavl, 2015. Pp. 50-54. (In Russ.).

Novik L.V. Problema zdorovesberezheniya v issledovatelskih rabotah uchaschihsya po informatike [The Problem of health saving in research works of students in computer science]. Obrazovanie kak faktor razvitiya intellektualno-nravstvennogo potentsiala lichnosti i sovremennogo obschestva. materialyi VI mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Education as a factor in the development of intellectual and moral potential of the individual and modern society. proceedings of the VI international scientific conference].Saint Petersburg, 2016. Pp. 144-148. (In Russ.).

Serikov S.G. Zdorovesberezhenie uchaschihsya v obrazovatelnyih protsessah [Health Care of students in educational processes]. Shadrinsk, 2001. 320 p. (In Russ.).

Sidorov S.V. Zdorovesberezhenie uchaschihsya v shkole, rabotayuschey v rezhime innovatsionnogo razvitiya [Zdorovesberezhenie students in a school operating in the mode of innovative development]. Sotsiosfera [Sociosphere]. 2012. no. 2. pp. 74-76. (In Russ.).

Stafeev V.F., Vasileva G.V. Opyit individualnogo planirovaniya uchaschimisya lichnogo zdorovesberezheniya [Experience of individual planning by students of personal health saving]. Zdorove, demografiya, ekologiya finno-ugorskih narodov [Health, demography, ecology of Finno-Ugric peoples]. 2015. no. 1. pp. 16-19. (In Russ.).

Harevich T.V., Piunova N.A., Yakimenko P.M. Prioritetnyie napravleniya rabotyi uchrezhdeniya obrazovaniya po zdorovesberezheniyu uchaschihsya [Priority areas of work of educational institutions for health protection of students]. Psihologicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo protsessa [Psychological support of the educational process]. 2012. T. 1. no. 2-1. pp. 249-254. (In Russ.).

Yagudina R.R. Formirovanie kompetentsiy zdorovesberezheniya uchaschihsya na urokah i vo vneurochnoy deyatelnosti [Formation of health-saving competencies of students in the classroom and in extracurricular activities]. Innovatsii v sovremennoy nauke. Materialyi II Mezhdunarodnogo osennego simpoziuma [Innovations in modern science. Proceedings of the II international autumn Symposium]. Moscow, 2013. Pp. 167-173. (In Russ.).

Загрузки

Опубликован

2020-10-31

Как цитировать

Шварц, А. А. (2020). ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 1(1), 47–59. извлечено от http://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/7

Выпуск

Раздел

Здоровьесберегательные технологии