Русский ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОПЕРАТИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПОЖАРНОГО
Аннотация
Аннотация. В статье рассмотрена структура психологической готовности к профессиональным действиям пожарного, как компонента его профессиональной компетенции, как результата подготовки. Авторами показаны возможности ее формирования у студентов вуза – будущих сотрудников противопожарных служб. Представлен обзор международного опыта психологической подготовки пожарных к оперативным действиям. Описана методология развития психологической готовности к оперативным действиям при тушении пожара основанная на ресурсном и компетентностном подходах. Результаты обзора дают возможность для анализа и сравнения педагогических средств развития психологической готовности студента-будущего пожарного к компетентной деятельности в сложных условиях чрезвычайных ситуаций. Представлен опыт психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Библиографические ссылки
Литература
Бершедова Л.И. Психологическая готовность человека к экстремальным жизненным ситуациям / Л.И Бершедова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 157, книга 7 (123). С. 105–110.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / Бодров В.А. // СПб.: Perse, 2001. 511 с.
Дубровина И.В. Практическая психология образования / Дубровина И.В. // СПб.: Питер, 2004. 592 с.
Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. // Минск, 1976. 18 с.
Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» / В.Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320, № 6. Экономика. Философия, социология и культурология. История. С. 117–121.
Зеер Э.Ф. Психология профессий / Зеер Э.Ф. // М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 330 с.
Иванников В.А. Деятельностная природа личности / Иванников В.А. // Вопросы психологии. 2015. №6. С. 3–9.
Кремень М.А. Психологическое измерение информационно-пропагандистской работы в ОПЧС / Кремень М.А., Герасимчик А.П., Богданович А.Б., Сергеев В.Н., Новицкий В.В. // Вестник командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь, № 2 (24), 2016. С. 105–113.
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Левитов Н.Д. // М.: Просвещение, 1964. 424 с.
Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / Леонтьев В.Г. // Новосибирск: Новосибирский Государственный Педагогический университет, 2000. 286 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма / Маркова А.К.// М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
Официальный сайт МЧС России [Электронный ресурс]. –URL: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii, свободный.
Попов Л.М. Теоретико–экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / Попов Л.М., Пучкова И.М. // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 53–58.
Попов Л.М. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования / Попов Л.М., Пучкова И.М., Устин П.Н. // Ученые записки Казанского Университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, книга 4. С. 215–224.
Санжаева Р.Д. Готовность и психологические механизмы ее формирования / Санжаева Р.Д. // Улан-Удэ: Издательство Бурят, Государственного Университета, 2017. 208 с.
Смирнова Е.Н. Международный опыт организации оказания психологической помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций / Смирнова Е.Н. // Вестник командно-инженерного института МЧС Республики Беларусь, № 2 (24), 2016. C. 114–124.
Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Татур Ю.Г. // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.
Тягунова Ю.В. Личный ресурс студента и его измерение / Тягунова Ю.В. // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2. № 4 (26). С. 166–169.
Тягунова Ю.В. О Взаимосвязи между компетенциями, компетентностью специалиста и его ценностным отношением к педагогической профессии / Тягунова Ю.В., Ханжина О.А. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 6. С. 62–65.
Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации II Психология личности в трудах отечественных психологов / Узнадзе Д.Н. // СПб.: Питер, 2000. С. 87–91.
References
Bershedova L.I. Psychological readiness of a person to extreme life situations / L.I. Bershedova // Bulletin of Tambov University. Series: Humanities. 2013. Т. 157, book 7 (123). С. 105-110. (In Russ.)
Bodrov V.A. Psychology of Professional Suitability / Bodrov V.A. // SPb.: Perse, 2001. 511 с. (In Russ.)
Dubrovina I.V. Practical psychology of education / / Dubrovina I.V. // SPb.: Peter, 2004. 592 с. (In Russ.)
Diachenko M.I. Psychological problems of readiness for activity / M.I. Diachenko, L.A. Kandybovich // Minsk, 1976. 18 с. (In Russ.)
Zhukova V.F. Psychological and pedagogical analysis of the category "psychological readiness" / V.F. Zhukova // Proceedings of the Tomsk Polytechnic University. 2012. Т. 320, № 6. Economics. Philosophy, sociology and culturology. History. С. 117-121.
Zeer E.F. Psychology of professions / Zeer E.F. // M.: Academic Project; Ekaterinburg: Business Book, 2003. 330 с. (In Russ.)
Ivannikov V.A. The activity nature of the personality / Ivannikov V.A. // Voprosy psychologii. 2015. №6. С. 3-9. (In Russ.)
Kremen M.A. Psychological dimension of outreach work in the MES / Kremen M.A., Gerasimchik A.P., Bogdanovich A.B., Sergeev V.N., Novitsky V.V. // Bulletin of the Command-Engineering Institute of the Ministry of Emergencies of Belarus, № 2 (24), 2016. С. 105-113. (In Russ.)
Levitov N.D. About mental states of a person / Levitov N.D. // M.: Prosveshchenie, 1964. 424 с. (In Russ.)
Leontiev V.G. Motivation and psychological mechanisms of its formation / V.G. Leontiev // Novosibirsk: Novosibirsk State Pedagogical University, 2000. 286 с. (In Russ.)
Markova A.K. Psychology of Professionalism / A.K. Markova // M.: International humanitarian fund "Znanie", 1996. 308 с. (In Russ.)
Official site of Ministry of Emergency Situations of Russia [Electronic resource]. - URL: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii, free. - (downloadable from the screen). (In Russ.)
Popov L.M. Theoretical and experimental substantiation of the model of students' psychological readiness for professional activity / Popov L.M., Puchkova I.M. // Education and self-development. 2015. № 1 (43). С. 53-58. (In Russ.)
Popov L.M. Psychological readiness for professional activity and methods of its formation / Popov L.M., Puchkova I.M., Ustin P.N. // Uchenye zapiski Kazan University. Series: Humanities. 2015. Т. 157, book 4. С. 215-224. (In Russ.)
Sanjaeva R.D. Readiness and psychological mechanisms of its formation / Sanjaeva R.D. // Ulan-Ude: Buryat State University Press, 2017. 208 с. (In Russ.)
Smirnova E.N. International experience in organizing psychological assistance to victims of emergencies / Smirnova E.N. // Bulletin of the Command-Engineering Institute of the Ministry of Emergency Situations of the Republic of Belarus, № 2 (24), 2016. C. 114-124. (In Russ.)
Tatur Y.G. Competence in the structure of the quality model of specialist training / Tatur Y.G. // Higher Education Today. 2004. № 3. С. 20-26. (In Russ.)
Tyagunova Y.V. Personal resource of the student and its measurement / Tyagunova Y.V. // Eurasian Scientific Association. 2017. Т. 2. № 4 (26). С. 166-169. (In Russ.)
Tyagunova Y.V. On the Relationship between competencies, competence of the specialist and his value attitude to the teaching profession / V. Tyagunova, O.A. Khanzhina // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, Health, Physical Education. 2005. № 6. С. 62-65. (In Russ.)
Uznadze D.N. The human attitude. The problem of objectification II Psychology of personality in the works of Russian psychologists / D.N. Uznadze // SPb.: Peter, 2000. С. 87-91. (In Russ.)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.