ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Ключевые слова:
социальный интеллект, педагог, педагогическая направленность, перцептивные способности, структура личности педагога, саморегуляция, самосознание, межличностное взаимопониманиеАннотация
Аннотация. Работа направлена на выявление взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта. Социальный интеллект представлен как определяющий фактор успешности общения в субъект-субъектных отношениях, имеет педагогическую направленность личности. Проанализирована структура личности педагога. Отражены взаимосвязь педагогической направленности и других компонентов структуры личности педагога и социального интеллекта.
Актуальность. Для целенаправленного личностного развития обучающихся и успешной ориентирования в межличностной ситуации педагог должен обладать высоким уровнем социального интеллекта, что обуславливает его взаимосвязи со структурой личности педагога.
Проблема, цель, задачи. Проблема исследования заключается в необходимости рассмотрения структуры личности и социального интеллекта с точки зрения успешности педагогической деятельности. Целью является выявление взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта. Задачи исследования: проанализировать структуру и особенности социального интеллекта педагога, рассмотреть структурные компоненты личности педагога, определить взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта.
Материалы и Методы исследования. Материалами исследования послужили работы О.В. Заславской, Н.Г. Жарких, Ш.Р. Баратова, Д.А. Сабировой, Е.В. Гриба, О. В. Луневой, Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова, Н. А. Марковой. Методом исследования послужил анализ научно-методических источников по теме исследования, обобщение информации.
Результаты и их обсуждение. Приводятся структура личности педагога и основные категории социального интеллекта. Отмечается, что уровень социального интеллекта определяет педагогическую направленность личности, то есть мотивационную готовность педагога к работе с детьми, совокупность ценностей, интересов, ориентированность на саморазвитие и развитие личности обучающихся. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что взаимосвязь структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта определяется самой спецификой педагогической деятельности, ориентированной на субъект-субъектные отношения, совместную работу педагога и обучающихся, понимание друг друга, оценку действий и рефлексию.
Выводы и заключение. Анализ структуры личности педагога и основных категорий социального интеллекта позволил выявить взаимосвязи в каждом компоненте данных структур, которые определяются самой спецификой педагогической деятельности, ориентированной на субъект-субъектные отношения, совместную работу педагога и обучающихся, понимание друг друга, оценку действий и рефлексию. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
Библиографические ссылки
Баратов Ш.Р., Сабирова Д.А. Социальный интеллект как необходимое качество педагога // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №6. С. 353-359.
Булгакова В.О., Булгакова В.О. Исследования социального интеллекта и их значение для развития социологии [Электронный ресурс] // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: href="https://scienceforum.ru/2017/article/2017033075">https://scienceforum.ru/2017/article/2017033075 (дата обращения: 02.03.2022).
Гриб Е.В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар: изд-во «Наука и образование». № 9-1. 2017. С. 135-138.
Заславская О.В., Жарких Н.Г. Профессиональная личность педагога: трактовки и гипотезы [Электронный ресурс] // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-lichnost-pedagoga-traktovki-i-gipotezy (дата обращения: 21.03.2022).
Лунева О. В. Концепция социального интеллекта личности // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 46–51.
Маркова Н. А. Формирование социального интеллекта как фактора самореализации педагогов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Чита, 2013. 24 с.
Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 с.
Razaei A., Mousanezhad Jeddi E. Relationship between wisdom, perceived control of internal states, perceived stress, social intelligence, information processing styles and life satisfaction among college students. Current Psychology. 2018. Vol. 1. Pp. 1-7.
The moderation role of social intelligence in explaining attachment style and emotional intelligence among young adults. Электронный ресурс. M. Anwer [et al.]. Pakistan Journal of Psychology. 2017. Vol. 48. № 2. p. 3-20.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Анна Всеволодовна Дмитриева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.