ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Авторы

  • Анна Всеволодовна Дмитриева Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Нижний Новгород

Ключевые слова:

социальный интеллект, педагог, педагогическая направленность, перцептивные способности, структура личности педагога, саморегуляция, самосознание, межличностное взаимопонимание

Аннотация

Аннотация. Работа направлена на выявление взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта. Социальный интеллект представлен как определяющий фактор успешности общения в субъект-субъектных отношениях, имеет педагогическую направленность личности. Проанализирована структура личности педагога. Отражены взаимосвязь педагогической направленности и других компонентов структуры личности педагога и социального интеллекта.  

Актуальность. Для целенаправленного личностного развития обучающихся и успешной ориентирования в межличностной ситуации педагог должен обладать высоким уровнем социального интеллекта, что обуславливает его взаимосвязи со структурой личности педагога.

Проблема, цель, задачи. Проблема исследования заключается в необходимости рассмотрения структуры личности и социального интеллекта с точки зрения успешности педагогической деятельности. Целью является выявление взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта. Задачи исследования: проанализировать структуру и особенности социального интеллекта педагога, рассмотреть структурные компоненты личности педагога, определить взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта.

Материалы и Методы исследования.  Материалами исследования послужили работы О.В. Заславской, Н.Г. Жарких, Ш.Р. Баратова, Д.А. Сабировой, Е.В. Гриба, О. В. Луневой, Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова, Н. А. Марковой. Методом исследования послужил анализ научно-методических источников по теме исследования, обобщение информации. 

Результаты и их обсуждение.  Приводятся структура личности педагога и основные категории социального интеллекта. Отмечается, что уровень социального интеллекта определяет педагогическую направленность личности, то есть мотивационную готовность педагога к работе с детьми, совокупность ценностей, интересов, ориентированность на саморазвитие и развитие личности обучающихся. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что взаимосвязь структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта определяется самой спецификой педагогической деятельности, ориентированной на субъект-субъектные отношения, совместную работу педагога и обучающихся, понимание друг друга, оценку действий и рефлексию.

Выводы и заключение. Анализ структуры личности педагога и основных категорий социального интеллекта позволил выявить взаимосвязи в каждом компоненте данных структур, которые определяются самой спецификой педагогической деятельности, ориентированной на субъект-субъектные отношения, совместную работу педагога и обучающихся, понимание друг друга, оценку действий и рефлексию. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

Библиографические ссылки

Баратов Ш.Р., Сабирова Д.А. Социальный интеллект как необходимое качество педагога // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №6. С. 353-359.

Булгакова В.О., Булгакова В.О. Исследования социального интеллекта и их значение для развития социологии [Электронный ресурс] // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: href="https://scienceforum.ru/2017/article/2017033075">https://scienceforum.ru/2017/article/2017033075 (дата обращения: 02.03.2022).

Гриб Е.В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар: изд-во «Наука и образование». № 9-1. 2017. С. 135-138.

Заславская О.В., Жарких Н.Г. Профессиональная личность педагога: трактовки и гипотезы [Электронный ресурс] // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-lichnost-pedagoga-traktovki-i-gipotezy (дата обращения: 21.03.2022).

Лунева О. В. Концепция социального интеллекта личности // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 46–51.

Маркова Н. А. Формирование социального интеллекта как фактора самореализации педагогов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Чита, 2013. 24 с.

Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 с.

Razaei A., Mousanezhad Jeddi E. Relationship between wisdom, perceived control of internal states, perceived stress, social intelligence, information processing styles and life satisfaction among college students. Current Psychology. 2018. Vol. 1. Pp. 1-7.

The moderation role of social intelligence in explaining attachment style and emotional intelligence among young adults. Электронный ресурс. M. Anwer [et al.]. Pakistan Journal of Psychology. 2017. Vol. 48. № 2. p. 3-20.

Опубликован

2022-04-25

Как цитировать

Дмитриева, А. В. (2022). ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 3(4), 9–16. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/123

Выпуск

Раздел

Теория и история образования