ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Авторы

  • Уйсенбаева Ш.О. Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Российская Федерация. https://orcid.org/0000-0001-8433-6596
  • Джамединова У.С. Медицинский университет Семей, г. Семей, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-1671-289X
  • Матис Владимир Иванович руководитель работы Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия https://orcid.org/0000-0001-8433-6596

Ключевые слова:

межкультурная компетентность, межкультурная сенситивность преподавателей, медицинский вуз, оценка эффективности программы, межкультурная коммуникация.

Аннотация

Важность формирования межкультурной компетентности преподавателей подчеркивают многие отечественные и зарубежные ученые. В этой связи становится актуальной задача разработки и оценки программы повышения квалификации профессорско-преподавательского для эффективной межкультурной коммуникации.Целью настоящего исследования является оценка эффективности курса «Межкультурная компетентность преподавателей медицинского вуза».Для разработки учебного курса по межкультурной компетентности для педагогов была использована модель ADDIE, состоящая из 5 шагов: анализа, проектирования, разработки, реализации и оценки. На первом этапе был проведен опрос преподавателей медицинского вуза, в котором приняли участие 54 человек. По итогам анализа результатов опроса была разработана 8 часовая учебная программа для педагогов. Эффективность учебной программы была оценена с помощью адаптированного Логашенко Ю.А. опросника «Шкала межкультурной сенситивности» О.Е. Хухлаева и М.Ю. Чибисовой, и адаптированного  опросника оценки культурной компетентности для мед.работников  (Healthcare Provider Cultural Competence Instrument – HPCCI) Шварца.  Экспериментальной (23 чел.) и контрольной (19 чел.) группе было предложено пройти анкетирование перед обучением и спустя неделю после обучения. Результаты в обеих группах были проанализированы в программе SPSS. Оценка достоверности полученных результатов была осуществлена с применением критерия Вилкоксона. Сравнение результатов анкетирования до и после обучения в экспериментальной группе показало статистически значимые отличия по шкалам «Преуменьшение», «Амбивалентность» и «Социальная желательность» опросника «Шкала межкультурной сенситивности», а также изменения по шкалам «Осведомленность и чувствительность», «Поведение», «Ориентация на практику» адаптированного опросника HPCCI. Полученные результатыв контрольной и основной группах позволяют сделать заключение об эффективности разработанной программы повышения межкультурной компетентности преподавателей медицинского вуза.

Библиографические ссылки

Литература

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 988 «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы» // ИПС «Адилет». – URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988

Хухлаев, О.Е. Разработка и адаптация методики «Интегративный опросник межкультурной компетентности» / О.Е. Хухлаев, В.В. Гриценко, А.В. Макарчук, О.С. Павлова, Н.В. Ткаченко, Ш.А. Усубян, В.А. Шорохова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 1. С. 71–91. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-71-91

Branch, R. Instructional design: The ADDIE approach. 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/286059899_Instructional_design_The_ADDIE_approach

Campinha-Bacote, J. The Process of Cultural Competence in the Delivery of Healthcare Services: a model of care // Journal of Transcultural Nursing. 2002. No. Jul. 13(3). P. 181-4.

Reneau, M. Teaching nurses sight unseen: comparing the cultural competency of online and on-campus BSN faculty // Journal of Transcultural Nursing. 2013. № 24, no. 1, Р. 78–85.

Schwarz, J. L., Witte, R., Sellers, S. L., Luzadis, R. A., Weiner, J. L., Domingo-Snyder, E., & Page, J. E. Development and Psychometric Assessment of the Healthcare Provider Cultural Competence Instrument //INQUIRY: The Journal of Health Care Organization, Provision, and Financing. 2015. 52.URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25911617/

References

Postanovlenie Pravitelstva Respubliki Kazahstan ot 27 dekabrya 2019 goda # 988 «ObutverzhdeniiGosudarstvennoyprogrammyirazvitiyaobrazovaniyainaukiRespublikiKazahstanna 2020 - 2025 godyi» // IPS «Adilet». – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988

Huhlaev, O.E. Razrabotka i adaptatsiya metodiki «Integrativnyiy oprosnik mezhkulturnoy kompetentnosti» / O.E. Huhlaev, V.V. Gritsenko, A.V. Makarchuk, O.S. Pavlova, N.V. Tkachenko, Sh.A. Usubyan, V.A. Shorohova // Psihologiya. Zhurnal Vyisshey shkolyi ekonomiki. 2021. T. 18. # 1. S. 71–91. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-71-91

Branch, R. Instructional design: The ADDIE approach. 2010. URL: https://www.researchgate.net/publication/286059899_Instructional_design_The_ADDIE_approach

Campinha-Bacote, J. The Process of Cultural Competence in the Delivery of Healthcare Services: a model of care // Journal of Transcultural Nursing. 2002. No. Jul. 13(3). P. 181-4.

Reneau, M. Teaching nurses sight unseen: comparing the cultural competency of online and on-campus BSN faculty // Journal of Transcultural Nursing. 2013. # 24, no. 1, R. 78–85.

Schwarz, J. L., Witte, R., Sellers, S. L., Luzadis, R. A., Weiner, J. L., Domingo-Snyder, E., & Page, J. E. Development and Psychometric Assessment of the Healthcare Provider Cultural Competence Instrument //INQUIRY: The Journal of Health Care Organization, Provision, and Financing. 2015. 52. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25911617/

Опубликован

2022-06-25

Как цитировать

Уйсенбаева Ш.О., Джамединова У.С., & руководитель работы, М. В. И. (2022). ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 3(6), 5–10. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/138

Выпуск

Раздел

Компетентностный подход в образовании