ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА: БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Ключевые слова:
образовательная траектория, профориентация, профессионально-личностное самоопределение, кризис выбора, цифровые технологии.Аннотация
Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей и реальному состоянию использования цифровых технологий в профориентации как средствам реализации принципа персонализации образования. На основании теоретико-эмпирического исследования делается вывод о необходимости взаимного сближения, дополнения возможностей цифровой и реальной социальной среды при принятии молодым человеком решения в ситуации выбора индивидуальной образовательной траектории.
Актуальность исследования связана с задачей выявления психолого-педагогических условий для становления нового тип обучающегося – «самоуправляемого ученика», его осознанного, самостоятельного и ответственного выбора направления своего образования.
В статье поставлена проблема использования цифровых профориентационных платформ как технологий поддержания индивидуальности, активизации личностного и профессионального самоопределения, синхронизации индивидуальных и коллективных процессов в профориентации. На основании обзора опыта цифровизации образовании обозначается сложившийся в нем техно-гуманитарный дисбаланс.
Ставится и решается задача осмысления места и роли цифровых технологий в ситуации реального выбора молодыми людьми траектории профессионального образования. В свете культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского, онтологической концепции развития Б.Д. Эльконина, процесс выбора рассматривается как опосредованный акт личностного развития, а цифровая технология как информационно-цифровой оболочка этого «опосредователя».
Приводятся результаты анкетирования 233 студентов-первокурсников на предмет отношений и использования в ситуации профессионального выбора цифровых технологий. Делается вывод о том, что, несмотря на то, что большая часть респондентов положительно относятся к использованию цифровых ресурсов и технологий искусственного интеллекта при выборе профессии, реальная осведомленность и использование имеющихся профориентационных цифровых платформ весьма незначительны. Влияние реальной социальной, а не виртуальной цифровой среды оказывается для молодого человека мощным фактором принятия решения в ситуации профессионального выбора.
Перспективы использования цифровых технологий в профориентации видятся автору как психолого-педагогические технологии цифровой синхронизации межличностных и межинституциональных уровней профориентации и цифрового опосредования процессов профессионального самоопределения.
Библиографические ссылки
Список литературы
Братусь Б. Психология и этика. Опыт построения дискуссии / Б. Братусь, Ю. Шрейдер, В. Умрихин, М. Ярошевский. Самара. 1999.
Бродовская Е.В. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования / Е.В. Боровская, А.Ю. Домбровская, Р.В. Пырма, А.В. Синяков, А.А. Азаров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 228-251.
Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. №1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
Зинина С.М. «Душа и сердце» технического образования, или… уроки Достоевского для высшей профессиональной школы / С.М. Зинина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 986-990. URL: http://e-koncept.ru/2016/96112.htm.
Королева Д.О. Использование мобильных и сетевых технологий в обучении школьников / Д.О. Королева // Резюме диссертации. М., 2018. URL:https://www.hse.ru/data/2018/04/02/1164791606 pdf
Лызь Н.А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности/ Н.А. Лызь // Педагогика. 2017. № 6. С. 3-11.
Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. 2018. Том. 23, № 3. С. 5-196.
Огне А.С. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная: учебно-методическое пособие / А.С. Огнев, С.Е. Довбыш, Е.Б. Колосова. М., 2018.
Нестик Т.А. Психология глобальных рисков / Т.А. Нестик, А.Л. Журавлев. М., 2018.
Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. М., 1976.
Рубцова О.В. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») / О.В. Рубцова, А.С. Панфилова, В.К. Смирнова // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 3. С. 54–66.
Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования: автореф. дис. … док. пед. наук / И.С. Сергеев. М., 2017.
Сергеев И.С. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза / И.С. Сергеев, Н.Ф. Родичев, М.А. Сикорская-Деканова // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. №4. С. 39-50.
Слободчиков В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М., 2013.
Солдатова Г.У. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками / Г.У. Солдатова, Е.Н. Львова // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 3. С. 29–41.
Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков. М., 2007.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. М., 1994.
Babkin Hybrid neural network and bi-criteria tabu-machine: comparison of new approaches to maximum clique problem / E. Babkin, T. Babkina., А. Demidovskij // Big Data Intelligence. Vol. 5, no. 3, 2018. URL: https://publications.hse.ru/articles/225135427.
Babkin E. Developing a distributed linguistic decision making system / E. Babkin, A. Demidovskij // Business Informatics. 2019. Vol. 13. no. 1. pp. 18-32. URL: https://bijournal.hse.ru/en/2019--1%20Vol.13/269673867.html.
References
Bratus B., Shreyder Yu., Umrihin V., Yaroshevskiy M. i dr. Psihologiya i etika Opyit postroeniya diskussii [Psychology and ethics. Experience in building a discussion]- BAHRAH-M Samara, 1999. (In Russ.).
Brodovskaya E. V., Dombrovskaya A. Yu., Pyirma R. V., Sinyakov A. V., Azarov A. A. Vliyanie tsifrovyih kommunikatsiy na formirovanie professionalnoy kulturyi rossiyskoy molo-dezhi: rezultatyi kompleksnogo prikladnogo issledovaniya [The impact of digital communications on the formation of professional culture of Russian youth: results of a comprehensive applied study] Monitoring obschestvennogo mneniya : ekonomicheskie i sotsialnyie peremenyi [Monitoring public opinion: economic and social changes.] 2019.no 1. pp. 228—251.- URL: https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.1.11. (In Russ.).
Verbitskiy A.A. Tsifrovoe obuchenie: problemyi, riski i perspektivyi [Digital learning: challenges, risks and prospects] / A.A. Verbitskiy / Elektronnyiy nauchno-publitsisticheskiy zhurnal "Homo Cyberus"[ Electronic scientific journal " Homo Cyberus"] - 2019. – no 6.- URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ 2019. (In Russ.).
Zinina S. M. «Dusha i serdtse» tehnicheskogo obrazovaniya, ili… uroki Dostoevskogo dlya vyisshey professionalnoy shkolyi [The "soul and heart" of technical education, or ... Dostoevsky's lessons for higher professional schools]// Nauchno-metodicheskiy elektronnyiy zhurnal «Kontsept [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. – 2016. – T. 15. – pp. 986–990. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96112.htm. (In Russ.)
Koroleva D.O. Ispolzovanie mobilnyih i setevyih tehnologiy v obuchenii shkolnikov. - Rezyume dissertatsii. [The use of mobile and network technologies in teaching schoolchildren.] – M.- 2018.- URL: https:// www.hse.ru /data/2018/04/02/1164791606 / Rezyume dissertatsii_Koroleva (rus). pdf (In Russ.)
Lyiz N.A. Tendentsii razvitiya obrazovaniya i smyislyi pedagogicheskoy deyatelnosti[Trends in the development of education and the meaning of pedagogical activity]/ Pedagogika [Pedagogy] 2017. no 6. pp. 3-11. (In Russ.).
Margolis A.A. Chto smeshivaet smeshannoe obuchenie? [What does mixed learning mix?] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education] 2018. Tom. 23, no 3. pp. 5–19. (In Russ.).
Navigatsiya: zhiznennaya, obrazovatelnaya, professionalnaya: uchebno-metodicheskoe posobie[Navigation: life, educational, professional: educational and methodological guide] / A. S. Ognev, S. E. Dovbyish, E. B. Kolosova. – Moskva: MPGU, 2018. (In Russ.).
Nestik T.A., Zhuravlev A.L. Psihologiya globalnyih riskov. [Psychology of global risks] – M., 2018. (In Russ.).
Ponomarev, Ya. A. Psihologiya tvorchestva[Psychology of creativity]:М., 1976. (In Russ.).
Rubtsova O.V., Panfilova A.S. , Smirnova V.K. Issledovanie vzaimosvyazi lichnostnyih osobennostey podrostkov s ih povedeniem v virtualnom prostranstve (na primere sotsialnoy seti «VKontakte») [The study of the relationship of personal characteristics of adolescents with their behavior in the virtual space (on the example of the social network " Vkontakte»)] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education] 2018. Tom. 23, no 3.pp. 54–66 (In Russ.).
Sergeev I.S. Sistema organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professionalnogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v usloviyah vertikalno integrirovannogo nepreryivnogo obrazovaniya. [The system of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in the conditions of vertically integrated continuing education. - autoref. D. dis. PED. Sciences] .2017.URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2010/06.Avtoreferat-Sergeev-IS.pdf (In Russ.).
Sergeev I.S., Rodichev N.F., Sikorskaya-Dekanova M.A. Professionalnoe samoopredelenie i ego soprovozhdenie v postindustrialnom mire: popyitka prognoza[Professional self-determination and its support in the post-industrial world: an attempt at forecasting]/ Professionalnoe obrazovanie i ryinok truda [Vocational education and the labor market] - 2018.no 4. pp.39-50. (In Russ.).
Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya cheloveka. Vvedenie v psihologiyu sub'ektivnosti [The psychology of a person. Introduction to the psychology of subjectivity] – М., 2013 (In Russ.).
Soldatova G.U., Lvova E.N. Osobennosti roditelskoy mediatsii v situatsiyah stolknoveniya podrostkov s onlayn-riskami [Features of parental mediation in situations where teenagers face online risks] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie[Psychological science and education] 2018. Tom. 23, no 3. рр. 29–41 (In Russ.).
Shadrikov V.D. Mentalnoe razvitie cheloveka. [Mental development of a person] – M., 2007. (In Russ.).
Elkonin B.D. Vvedenie v psihologiyu razvitiya. [Introduction to developmental psychology] M., 1994. (In Russ.).
Babkin E., Babkina T., Demidovskij A. “Hybrid neural network and bi-criteria tabu-machine: comparison of new approaches to maximum clique problem” Int. J. Big Data Intelligence, Vol. 5, No. 3, 2018. URL: https://publications.hse.ru/articles/225135427
Babkin E., Demidovskij A. Developing a distributed linguistic decision making system // Business Informatics. 2019. Vol. 13. No. 1. P. 18-32. URL: https://bijournal.hse.ru/en/2019-1%20Vol.13/269673867.html
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.