ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА: БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Авторы

  • Снежана Михайловна Зинина Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород, Российская Федерация. https://orcid.org/0000-0002-4005-9555

Ключевые слова:

образовательная траектория, профориентация, профессионально-личностное самоопределение, кризис выбора, цифровые технологии.

Аннотация

Аннотация. Статья посвящена анализу возможностей и реальному состоянию использования цифровых технологий в профориентации как средствам реализации принципа персонализации образования. На основании теоретико-эмпирического исследования делается вывод о необходимости взаимного сближения, дополнения возможностей цифровой и реальной социальной среды при принятии молодым человеком решения в ситуации выбора индивидуальной образовательной траектории.

Актуальность исследования связана с задачей выявления психолого-педагогических условий для становления  нового тип обучающегося – «самоуправляемого ученика», его осознанного, самостоятельного и ответственного выбора направления своего образования.

В статье поставлена проблема использования цифровых профориентационных платформ как технологий поддержания индивидуальности, активизации личностного и профессионального самоопределения, синхронизации индивидуальных и коллективных процессов в профориентации. На основании обзора опыта  цифровизации образовании обозначается сложившийся в нем техно-гуманитарный дисбаланс.

Ставится и решается задача осмысления места и роли цифровых технологий в ситуации реального выбора молодыми людьми траектории профессионального образования. В свете культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского, онтологической концепции развития Б.Д. Эльконина, процесс выбора рассматривается как опосредованный акт личностного развития, а цифровая технология как информационно-цифровой оболочка этого «опосредователя». 

Приводятся результаты анкетирования 233 студентов-первокурсников на предмет отношений и использования  в ситуации профессионального выбора цифровых технологий. Делается вывод о том, что, несмотря на то, что большая часть респондентов положительно относятся к использованию цифровых ресурсов и технологий искусственного интеллекта при выборе профессии, реальная осведомленность и использование имеющихся профориентационных цифровых платформ весьма незначительны. Влияние реальной социальной, а не виртуальной цифровой среды оказывается для молодого человека мощным фактором принятия решения в ситуации профессионального выбора.

Перспективы использования цифровых технологий в профориентации видятся автору как психолого-педагогические технологии цифровой синхронизации межличностных и межинституциональных уровней профориентации и цифрового опосредования процессов профессионального самоопределения.

Библиографические ссылки

Список литературы

Братусь Б. Психология и этика. Опыт построения дискуссии / Б. Братусь, Ю. Шрейдер, В. Умрихин, М. Ярошевский. Самара. 1999.

Бродовская Е.В. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования / Е.В. Боровская, А.Ю. Домбровская, Р.В. Пырма, А.В. Синяков, А.А. Азаров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 228-251.

Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. №1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.

Зинина С.М. «Душа и сердце» технического образования, или… уроки Достоевского для высшей профессиональной школы / С.М. Зинина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 986-990. URL: http://e-koncept.ru/2016/96112.htm.

Королева Д.О. Использование мобильных и сетевых технологий в обучении школьников / Д.О. Королева // Резюме диссертации. М., 2018. URL:https://www.hse.ru/data/2018/04/02/1164791606 pdf

Лызь Н.А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности/ Н.А. Лызь // Педагогика. 2017. № 6. С. 3-11.

Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. 2018. Том. 23, № 3. С. 5-196.

Огне А.С. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная: учебно-методическое пособие / А.С. Огнев, С.Е. Довбыш, Е.Б. Колосова. М., 2018.

Нестик Т.А. Психология глобальных рисков / Т.А. Нестик, А.Л. Журавлев. М., 2018.

Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. М., 1976.

Рубцова О.В. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «ВКонтакте») / О.В. Рубцова, А.С. Панфилова, В.К. Смирнова // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 3. С. 54–66.

Сергеев И.С. Система организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования: автореф. дис. … док. пед. наук / И.С. Сергеев. М., 2017.

Сергеев И.С. Профессиональное самоопределение и его сопровождение в постиндустриальном мире: попытка прогноза / И.С. Сергеев, Н.Ф. Родичев, М.А. Сикорская-Деканова // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. №4. С. 39-50.

Слободчиков В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М., 2013.

Солдатова Г.У. Особенности родительской медиации в ситуациях столкновения подростков с онлайн-рисками / Г.У. Солдатова, Е.Н. Львова // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, № 3. С. 29–41.

Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека / В.Д. Шадриков. М., 2007.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. М., 1994.

Babkin Hybrid neural network and bi-criteria tabu-machine: comparison of new approaches to maximum clique problem / E. Babkin, T. Babkina., А. Demidovskij // Big Data Intelligence. Vol. 5, no. 3, 2018. URL: https://publications.hse.ru/articles/225135427.

Babkin E. Developing a distributed linguistic decision making system / E. Babkin, A. Demidovskij // Business Informatics. 2019. Vol. 13. no. 1. pp. 18-32. URL: https://bijournal.hse.ru/en/2019--1%20Vol.13/269673867.html.

References

Bratus B., Shreyder Yu., Umrihin V., Yaroshevskiy M. i dr. Psihologiya i etika Opyit postroeniya diskussii [Psychology and ethics. Experience in building a discussion]- BAHRAH-M Samara, 1999. (In Russ.).

Brodovskaya E. V., Dombrovskaya A. Yu., Pyirma R. V., Sinyakov A. V., Azarov A. A. Vliyanie tsifrovyih kommunikatsiy na formirovanie professionalnoy kulturyi rossiyskoy molo-dezhi: rezultatyi kompleksnogo prikladnogo issledovaniya [The impact of digital communications on the formation of professional culture of Russian youth: results of a comprehensive applied study] Monitoring obschestvennogo mneniya : ekonomicheskie i sotsialnyie peremenyi [Monitoring public opinion: economic and social changes.] 2019.no 1. pp. 228—251.- URL: https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.1.11. (In Russ.).

Verbitskiy A.A. Tsifrovoe obuchenie: problemyi, riski i perspektivyi [Digital learning: challenges, risks and prospects] / A.A. Verbitskiy / Elektronnyiy nauchno-publitsisticheskiy zhurnal "Homo Cyberus"[ Electronic scientific journal " Homo Cyberus"] - 2019. – no 6.- URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ 2019. (In Russ.).

Zinina S. M. «Dusha i serdtse» tehnicheskogo obrazovaniya, ili… uroki Dostoevskogo dlya vyisshey professionalnoy shkolyi [The "soul and heart" of technical education, or ... Dostoevsky's lessons for higher professional schools]// Nauchno-metodicheskiy elektronnyiy zhurnal «Kontsept [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. – 2016. – T. 15. – pp. 986–990. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96112.htm. (In Russ.)

Koroleva D.O. Ispolzovanie mobilnyih i setevyih tehnologiy v obuchenii shkolnikov. - Rezyume dissertatsii. [The use of mobile and network technologies in teaching schoolchildren.] – M.- 2018.- URL: https:// www.hse.ru /data/2018/04/02/1164791606 / Rezyume dissertatsii_Koroleva (rus). pdf (In Russ.)

Lyiz N.A. Tendentsii razvitiya obrazovaniya i smyislyi pedagogicheskoy deyatelnosti[Trends in the development of education and the meaning of pedagogical activity]/ Pedagogika [Pedagogy] 2017. no 6. pp. 3-11. (In Russ.).

Margolis A.A. Chto smeshivaet smeshannoe obuchenie? [What does mixed learning mix?] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education] 2018. Tom. 23, no 3. pp. 5–19. (In Russ.).

Navigatsiya: zhiznennaya, obrazovatelnaya, professionalnaya: uchebno-metodicheskoe posobie[Navigation: life, educational, professional: educational and methodological guide] / A. S. Ognev, S. E. Dovbyish, E. B. Kolosova. – Moskva: MPGU, 2018. (In Russ.).

Nestik T.A., Zhuravlev A.L. Psihologiya globalnyih riskov. [Psychology of global risks] – M., 2018. (In Russ.).

Ponomarev, Ya. A. Psihologiya tvorchestva[Psychology of creativity]:М., 1976. (In Russ.).

Rubtsova O.V., Panfilova A.S. , Smirnova V.K. Issledovanie vzaimosvyazi lichnostnyih osobennostey podrostkov s ih povedeniem v virtualnom prostranstve (na primere sotsialnoy seti «VKontakte») [The study of the relationship of personal characteristics of adolescents with their behavior in the virtual space (on the example of the social network " Vkontakte»)] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education] 2018. Tom. 23, no 3.pp. 54–66 (In Russ.).

Sergeev I.S. Sistema organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professionalnogo samoopredeleniya obuchayuschihsya v usloviyah vertikalno integrirovannogo nepreryivnogo obrazovaniya. [The system of organizational and pedagogical support of professional self-determination of students in the conditions of vertically integrated continuing education. - autoref. D. dis. PED. Sciences] .2017.URL: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2010/06.Avtoreferat-Sergeev-IS.pdf (In Russ.).

Sergeev I.S., Rodichev N.F., Sikorskaya-Dekanova M.A. Professionalnoe samoopredelenie i ego soprovozhdenie v postindustrialnom mire: popyitka prognoza[Professional self-determination and its support in the post-industrial world: an attempt at forecasting]/ Professionalnoe obrazovanie i ryinok truda [Vocational education and the labor market] - 2018.no 4. pp.39-50. (In Russ.).

Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya cheloveka. Vvedenie v psihologiyu sub'ektivnosti [The psychology of a person. Introduction to the psychology of subjectivity] – М., 2013 (In Russ.).

Soldatova G.U., Lvova E.N. Osobennosti roditelskoy mediatsii v situatsiyah stolknoveniya podrostkov s onlayn-riskami [Features of parental mediation in situations where teenagers face online risks] Psihologicheskaya nauka i obrazovanie[Psychological science and education] 2018. Tom. 23, no 3. рр. 29–41 (In Russ.).

Shadrikov V.D. Mentalnoe razvitie cheloveka. [Mental development of a person] – M., 2007. (In Russ.).

Elkonin B.D. Vvedenie v psihologiyu razvitiya. [Introduction to developmental psychology] M., 1994. (In Russ.).

Babkin E., Babkina T., Demidovskij A. “Hybrid neural network and bi-criteria tabu-machine: comparison of new approaches to maximum clique problem” Int. J. Big Data Intelligence, Vol. 5, No. 3, 2018. URL: https://publications.hse.ru/articles/225135427

Babkin E., Demidovskij A. Developing a distributed linguistic decision making system // Business Informatics. 2019. Vol. 13. No. 1. P. 18-32. URL: https://bijournal.hse.ru/en/2019-1%20Vol.13/269673867.html

Опубликован

2020-12-30

Как цитировать

Зинина, С. М. (2020). ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА: БУДУЩЕЕ И НАСТОЯЩЕЕ. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 1(3), 28–49. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/21

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология