Исследование самосознания у детей с гиперактивностью

Авторы

  • Акопова Милена Аванесовна АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт»

Ключевые слова:

синдром дефицита внимания и гиперактивности, самосознание, проявления гиперактивности, дифференцированность идентичности, сравнительный анализ

Аннотация

Сложность в формировании самосознания у людей с гиперактивностью зачастую обусловлена постоянной недостаточностью внимания и импульсивностью, что затрудняет им осознание собственных эмоций и поведения. Симптомы СДВГ могут сохраняться в зрелом возрасте, а их диагностика требует анамнеза, указывающего на начало расстройства в детстве. В исследовании, представленном в статье, анализируются особенности самосознания младших школьников с проявлениями гиперакивности.
Актуальность. Актуальность проблемы исследования самосознания у людей с гиперактивностью становится всё более очевидной в свете современных психологических исследований и практик. Гиперактивность, как проявление нарушения внимания, представляет собой сложное состояние, требующее внимательного изучения не только с точки зрения клинической диагностики, но и через призму самосознания индивидов, страдающих от этого расстройства.
Проблема, цель, задачи. Проблема исследования самосознания детей с гиперактивностью обусловлена спецификой их психоэмоционального развития, а также повышенной вероятностью возникновения вторичных трудностей, связанных с социальной адаптацией. Цель работы – изучение особенностей самосознания детей с признаками гиперактивности.
Материалы и методы исследования. В качестве материалов использовались научные публикации российских и зарубежных исследователей. Методы исследования анализ научных источников; психодиагностические метод, качественный анализ результатов исследования.
Результаты и их обсуждение. Результаты показали, что учащиеся с СДВГ имеют тенденцию к преувеличению своих положительных качеств и занижению недостатков. Это искажение самовосприятия может мешать адекватной самооценке и затруднять социальную адаптацию. Кроме того, сложность в формировании адекватного самосознания может объяснять трудности в обучении и взаимодействии с окружающими для детей с СДВГ.
Выводы и заключение. В ходе проведенного исследования тест «Кто Я?» позволил выявить отличия в восприятии себя у гиперактивных детей и их сверстников. Результаты показали, что учащиеся с гиперактивностью имеются искажения самовосприятия.

Библиографические ссылки

Гайнетдинова, Д.Д. Нарушения нервно-психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: клинические наблюдения. / Д.Д. Гайнетдинова, А.П. Скоромец, Е.Ю. Крюков // Русский Медицинский Журнал. 2022. № 8. С. 66–71.

Голубь, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях дошкольной образовательной организации / М.С. Голубь, Д.А. Кураева // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 1А. С. 440-448. http://doi.org/10.34670/AR.2021.60.78.056

Городничева, А.В. Гиперкинетическое расстройство и синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых / А.В. Городничева, И.А. Пономарев, А.П. Сиденкова // Уральский медицинский журнал. 2023. № 22(3). С. 108-117. http://doi.org/10.52420/2071-5943-2023-22-3-108-117

Николаев А. Н. Структура гиперактивности детей / А. Н. Николаев // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Вып. 20. 2024. С. 81–86.

Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 2010. 287 с.

Butzbach, M. Metacognition in adult ADHD: subjective and objective perspectives on self-awareness of cognitive functioning / M. Butzbach, A.B.M. Fuermaier, S. Aschenbrenner et al. // Journal of Neural Transmission. 2021. № 128. P. 939–955. https://doi.org/10.1007/s00702-020-02293-w

Kaiser, A. Earlier versus later cognitive event-related potentials (ERPs) in attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD): a meta-analysis / A. Kaiser, P.M. Aggensteiner, S. Baumeister et al. // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2020. № 112. P. 117-134. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2020.01.019

Опубликован

2024-10-24

Как цитировать

Акопова Милена Аванесовна. (2024). Исследование самосознания у детей с гиперактивностью. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 5(10), 46–51. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/441

Выпуск

Раздел

Коррекционная психология и дефектология