Исследование самосознания у детей с гиперактивностью
Ключевые слова:
синдром дефицита внимания и гиперактивности, самосознание, проявления гиперактивности, дифференцированность идентичности, сравнительный анализАннотация
Сложность в формировании самосознания у людей с гиперактивностью зачастую обусловлена постоянной недостаточностью внимания и импульсивностью, что затрудняет им осознание собственных эмоций и поведения. Симптомы СДВГ могут сохраняться в зрелом возрасте, а их диагностика требует анамнеза, указывающего на начало расстройства в детстве. В исследовании, представленном в статье, анализируются особенности самосознания младших школьников с проявлениями гиперакивности.
Актуальность. Актуальность проблемы исследования самосознания у людей с гиперактивностью становится всё более очевидной в свете современных психологических исследований и практик. Гиперактивность, как проявление нарушения внимания, представляет собой сложное состояние, требующее внимательного изучения не только с точки зрения клинической диагностики, но и через призму самосознания индивидов, страдающих от этого расстройства.
Проблема, цель, задачи. Проблема исследования самосознания детей с гиперактивностью обусловлена спецификой их психоэмоционального развития, а также повышенной вероятностью возникновения вторичных трудностей, связанных с социальной адаптацией. Цель работы – изучение особенностей самосознания детей с признаками гиперактивности.
Материалы и методы исследования. В качестве материалов использовались научные публикации российских и зарубежных исследователей. Методы исследования анализ научных источников; психодиагностические метод, качественный анализ результатов исследования.
Результаты и их обсуждение. Результаты показали, что учащиеся с СДВГ имеют тенденцию к преувеличению своих положительных качеств и занижению недостатков. Это искажение самовосприятия может мешать адекватной самооценке и затруднять социальную адаптацию. Кроме того, сложность в формировании адекватного самосознания может объяснять трудности в обучении и взаимодействии с окружающими для детей с СДВГ.
Выводы и заключение. В ходе проведенного исследования тест «Кто Я?» позволил выявить отличия в восприятии себя у гиперактивных детей и их сверстников. Результаты показали, что учащиеся с гиперактивностью имеются искажения самовосприятия.
Библиографические ссылки
Гайнетдинова, Д.Д. Нарушения нервно-психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: клинические наблюдения. / Д.Д. Гайнетдинова, А.П. Скоромец, Е.Ю. Крюков // Русский Медицинский Журнал. 2022. № 8. С. 66–71.
Голубь, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях дошкольной образовательной организации / М.С. Голубь, Д.А. Кураева // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 1А. С. 440-448. http://doi.org/10.34670/AR.2021.60.78.056
Городничева, А.В. Гиперкинетическое расстройство и синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых / А.В. Городничева, И.А. Пономарев, А.П. Сиденкова // Уральский медицинский журнал. 2023. № 22(3). С. 108-117. http://doi.org/10.52420/2071-5943-2023-22-3-108-117
Николаев А. Н. Структура гиперактивности детей / А. Н. Николаев // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Вып. 20. 2024. С. 81–86.
Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 2010. 287 с.
Butzbach, M. Metacognition in adult ADHD: subjective and objective perspectives on self-awareness of cognitive functioning / M. Butzbach, A.B.M. Fuermaier, S. Aschenbrenner et al. // Journal of Neural Transmission. 2021. № 128. P. 939–955. https://doi.org/10.1007/s00702-020-02293-w
Kaiser, A. Earlier versus later cognitive event-related potentials (ERPs) in attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD): a meta-analysis / A. Kaiser, P.M. Aggensteiner, S. Baumeister et al. // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2020. № 112. P. 117-134. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2020.01.019
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Акопова Милена Аванесовна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.