МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С КАРТОГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПО ИСТОРИИ

Авторы

  • Мещенина Анастасия Анатольевна Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова:

исторические карты, Олимпиада школьников по истории, Древняя Русь, Хазарский каганат, Саркел

Аннотация

В настоящее время особую актуальность приобрели предметные олимпиады для школьников, благодаря которым абитуриенты из числа талантливой молодежи получают возможность получить существенные преимущества при поступлении в вузы. Однако зачастую подход к формированию заданий методически не обоснован, многие задания сводятся к тестам, не предусмотрен дифференцированный подход к учащимся разных возрастных категорий и т. д. Олимпиада по истории Санкт-Петербургского государственного университета стремится учитывать эти обстоятельства. Более того, предлагаемые задания создаются на основе новой методической стратегии. Ее суть заключается в том, чтобы стимулировать школьников к логическому размышлению, когда, даже не зная точного ответа на конкретный вопрос, возможно сформулировать верный ответ, исходя из общего представления о событиях и персоналиях, а также на основе анализа текста задания и сопроводительного материала. Анализ ответов обучающихся позволяет сделать вывод о том, что в школе все меньше внимания уделяется работе с историческими картами. Члены методической комиссии Олимпиады школьников СПбГУ не намерены мириться с этой ситуацией, традиционно мотивируя школьников к изучению исторической географии.

Библиографические ссылки

Карпухин А.А. Абсолютные дендрохронологические шкалы археологических памятников Европейской части России // Археология, этнография и антропология Евразии 1 (37) 2009. С. 62-70.

Мещенина А.А. Андрей Боголюбский: к вопросу о способах сохранения исторической памяти о героях русского средневековья // Святой князь Андрей Боголюбский — устроитель Великорусской Державы, храбрый воин и полководец, искусный зодчий и храмоздатель, гимнограф и молитвенник: сб. докладов. Владимир, 2020. С. 93–107.

Мещенина А.А. Средневековый Новгород в заданиях олимпиады школьников по истории Санкт-Петербургского государственного университета / Палеоросия. Древняя Русь: во вре-мени, в личностях, в идеях. 2022. №.2. С. 55–69.

Русь в IX–X веках: археологическая панорама / Институт археологии РАН; отв. ред. Н. А. Макаров. М.; Вологда, 2012.

Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII столетия. СПб., 1992.

Черных Е.Н., Черных Н.Б. Дендрохронология и радиоуглеродное датирование в современ-ной археологии // Археология и естественнонаучные методы. М., 2005. С. 9–42.

Школьные олимпиады СПбГУ 2019. История: учеб.-метод. пособие / Под ред. А. А. Мещениной, Р. А. Соколова. СПб., 2019.

Школьные олимпиады СПбГУ 2020. История: учеб.-метод. пособие / Под ред. А. А. Мещениной, Р. А. Соколова. СПб., 2021.

Школьные олимпиады СПбГУ 2021. История: учеб.-метод. пособие / Под ред. А. А. Мещениной. СПб., 2022.

Опубликован

2024-10-24

Как цитировать

Мещенина Анастасия Анатольевна. (2024). МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С КАРТОГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПО ИСТОРИИ . Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 5(10), 25–31. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/442

Выпуск

Раздел

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)