МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ С КАРТОГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПО ИСТОРИИ
Ключевые слова:
исторические карты, Олимпиада школьников по истории, Древняя Русь, Хазарский каганат, СаркелАннотация
В настоящее время особую актуальность приобрели предметные олимпиады для школьников, благодаря которым абитуриенты из числа талантливой молодежи получают возможность получить существенные преимущества при поступлении в вузы. Однако зачастую подход к формированию заданий методически не обоснован, многие задания сводятся к тестам, не предусмотрен дифференцированный подход к учащимся разных возрастных категорий и т. д. Олимпиада по истории Санкт-Петербургского государственного университета стремится учитывать эти обстоятельства. Более того, предлагаемые задания создаются на основе новой методической стратегии. Ее суть заключается в том, чтобы стимулировать школьников к логическому размышлению, когда, даже не зная точного ответа на конкретный вопрос, возможно сформулировать верный ответ, исходя из общего представления о событиях и персоналиях, а также на основе анализа текста задания и сопроводительного материала. Анализ ответов обучающихся позволяет сделать вывод о том, что в школе все меньше внимания уделяется работе с историческими картами. Члены методической комиссии Олимпиады школьников СПбГУ не намерены мириться с этой ситуацией, традиционно мотивируя школьников к изучению исторической географии.
Библиографические ссылки
Карпухин А.А. Абсолютные дендрохронологические шкалы археологических памятников Европейской части России // Археология, этнография и антропология Евразии 1 (37) 2009. С. 62-70.
Мещенина А.А. Андрей Боголюбский: к вопросу о способах сохранения исторической памяти о героях русского средневековья // Святой князь Андрей Боголюбский — устроитель Великорусской Державы, храбрый воин и полководец, искусный зодчий и храмоздатель, гимнограф и молитвенник: сб. докладов. Владимир, 2020. С. 93–107.
Мещенина А.А. Средневековый Новгород в заданиях олимпиады школьников по истории Санкт-Петербургского государственного университета / Палеоросия. Древняя Русь: во вре-мени, в личностях, в идеях. 2022. №.2. С. 55–69.
Русь в IX–X веках: археологическая панорама / Институт археологии РАН; отв. ред. Н. А. Макаров. М.; Вологда, 2012.
Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII столетия. СПб., 1992.
Черных Е.Н., Черных Н.Б. Дендрохронология и радиоуглеродное датирование в современ-ной археологии // Археология и естественнонаучные методы. М., 2005. С. 9–42.
Школьные олимпиады СПбГУ 2019. История: учеб.-метод. пособие / Под ред. А. А. Мещениной, Р. А. Соколова. СПб., 2019.
Школьные олимпиады СПбГУ 2020. История: учеб.-метод. пособие / Под ред. А. А. Мещениной, Р. А. Соколова. СПб., 2021.
Школьные олимпиады СПбГУ 2021. История: учеб.-метод. пособие / Под ред. А. А. Мещениной. СПб., 2022.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Мещенина Анастасия Анатольевна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.