БЕРЕЖЛИВОЕ СОЗНАНИЕ И БЕРЕЖЛИВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова:
бережливые технологии, бережливое сознание, бережливые компетенции, бережливое пространство образовательной организацииАннотация
В статье актуализируются вопросы применения бережливых технологий в современной системе образования, в процессе реализации которых у сотрудников образовательной организации происходит изменение отношения к своей трудовой профессиональной деятельности, формирование для новой экономики и нового образовательного пространства особого сознания, в частности бережливого сознания педагога. В статье описываются основные направления работы для создания бережливого пространства образовательной организации; предлагаются алгоритмы применения бережливых технологий в образовательной организации для развития бережливого сознания педагогических работников, а также представлена модель компетенций бережливой личности педагога, включающая ценностные ориентации и мировоззренческие позиции профессионала.
Библиографические ссылки
Чернов А.Г. Бережливая школа. Применение методов бережливого производства в общеобразовательном учреждении / А.Г. Чернов. Нижний Новгород, 2019. 106 с.
Чернов А.Г. Теоретические аспекты применения бережливых технологий в сфере образования / А.Г. Чернов // Бережливые технологии в образовании: теория и практика : Сборник материалов научно-практической конференции «Бережливые технологии в образовании: теория и практика». Нижний Новгород, 2021. 80 с.
Аджиенко В.Л. Бережливый вуз инновационная модель управления университетом / В.Л. Аджиенко, Л.В. Верменникова, Н.С. Давыдова, С.К. Куижева // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 2. С. 111-120.
Губайдуллина Э.Э. Совершенствование организации управления производством на основе концепции бережливого производства / Э.Э. Губайдуллина, Г.А. Карачева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 19–20.
Лёвкина Е.В., Федосеева Н.В., Кузина И.В., Миронычева В.Ф. Педагогическое обоснование использования бережливых технологий в образовательном процессе // Бережливая школа. Сборник материалов научно-практической конференции «Бережливые технологии в образовании: теория и практика» Бережливая школа. / Авт.-сост. А.Г. Чернов / Ред. серии О. Бараева. В 2-х тт. Т. I: Теоретические аспекты применения бережливых технологий в сфере образования. Нижний Новгород, 2021. С. 28-42.
Ронжина Н.В. Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления / Н.В. Ронжина // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №2 (41).
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. Москва, 2003. 272 с.
Сташкевич И.Р. Оптимизация процессов в профессиональной образовательной организации средствами бережливых технологий / И.Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. №1 (33).
Шарина А.В. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие / А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, Нижний Новгород, 2019. 151 с.
Четаева Е.А. Зарубежная и отечественная практика использования системы бережливого производства на предприятии / Е.А. Четаева // Вектор экономики. 2018. № 1. C. 56–58.
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Патрикеева Элла Геннадьевна

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.