БЕРЕЖЛИВОЕ СОЗНАНИЕ И БЕРЕЖЛИВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы

  • Патрикеева Элла Геннадьевна Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал Арзамас, Российская Федерация

Ключевые слова:

бережливые технологии, бережливое сознание, бережливые компетенции, бережливое пространство образовательной организации

Аннотация

В статье актуализируются вопросы применения бережливых технологий в современной системе образования, в процессе реализации которых у сотрудников образовательной организации происходит изменение отношения к своей трудовой профессиональной деятельности, формирование для новой экономики и нового образовательного пространства особого сознания, в частности бережливого сознания педагога. В статье описываются основные направления работы для создания бережливого пространства образовательной организации; предлагаются алгоритмы применения бережливых технологий в образовательной организации для развития бережливого сознания педагогических работников, а также представлена модель компетенций бережливой личности педагога, включающая ценностные ориентации и мировоззренческие позиции профессионала.

Библиографические ссылки

Чернов А.Г. Бережливая школа. Применение методов бережливого производства в общеобразовательном учреждении / А.Г. Чернов. Нижний Новгород, 2019. 106 с.

Чернов А.Г. Теоретические аспекты применения бережливых технологий в сфере образования / А.Г. Чернов // Бережливые технологии в образовании: теория и практика : Сборник материалов научно-практической конференции «Бережливые технологии в образовании: теория и практика». Нижний Новгород, 2021. 80 с.

Аджиенко В.Л. Бережливый вуз инновационная модель управления университетом / В.Л. Аджиенко, Л.В. Верменникова, Н.С. Давыдова, С.К. Куижева // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 2. С. 111-120.

Губайдуллина Э.Э. Совершенствование организации управления производством на основе концепции бережливого производства / Э.Э. Губайдуллина, Г.А. Карачева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 19–20.

Лёвкина Е.В., Федосеева Н.В., Кузина И.В., Миронычева В.Ф. Педагогическое обоснование использования бережливых технологий в образовательном процессе // Бережливая школа. Сборник материалов научно-практической конференции «Бережливые технологии в образовании: теория и практика» Бережливая школа. / Авт.-сост. А.Г. Чернов / Ред. серии О. Бараева. В 2-х тт. Т. I: Теоретические аспекты применения бережливых технологий в сфере образования. Нижний Новгород, 2021. С. 28-42.

Ронжина Н.В. Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления / Н.В. Ронжина // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №2 (41).

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов. Москва, 2003. 272 с.

Сташкевич И.Р. Оптимизация процессов в профессиональной образовательной организации средствами бережливых технологий / И.Р. Сташкевич // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. №1 (33).

Шарина А.В. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-методическое пособие / А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, Нижний Новгород, 2019. 151 с.

Четаева Е.А. Зарубежная и отечественная практика использования системы бережливого производства на предприятии / Е.А. Четаева // Вектор экономики. 2018. № 1. C. 56–58.

Опубликован

2025-04-24

Как цитировать

Патрикеева Элла Геннадьевна. (2025). БЕРЕЖЛИВОЕ СОЗНАНИЕ И БЕРЕЖЛИВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 6(4), 19–26. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/483

Выпуск

Раздел

Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)