РАЗВИВАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ

Авторы

  • Прохорова Инесса Николаевна Новосибирский государственный технический университет Новосибирск, Россия
  • Кулакова Д.Д. Новосибирский государственный технический университет Новосибирск, Россия
  • Герьянская Нина Олеговна Новосибирский государственный технический университет Новосибирск, Россия

Ключевые слова:

мультфильмы, психологическое развитие, возрастные особенности, эмоциональный интеллект, возрастные особенности.

Аннотация

Статья посвящена анализу развивающего потенциала мультфильмов для детей разных возрастных групп. Авторы рассматривают, как анимация может влиять на психологическое развитие и эмоциональный интеллект ребёнка, формирование ценностей, критического мышления и коммуникативных навыков. Современный медиа контент представлен широким выбором анимационной продукции. Родителям и педагогам необходимы ориентиры для того, чтобы делать осознанный выбор в пользу развивающего контента, являющегося при этом безопасным для психики и соответствующим возрастным особенностям детей.

Проблема заключается в отсутствии системного подхода к оценке мультфильмов с точки зрения их психологического воздействия. Авторы статьи стремятся выделить критерии выбора анимации, способствующей развитию психики ребёнка.  Авторы анализируют особенности возрастного восприятия, проводят оценку этического и психологического компонентов, а так же дают рекомендации для родителей.

Авторы опираются на возрастную периодизацию Л.С. Выготского, Д. Эльконина, а так же методики психолого-педагогической экспертизы преимущественно  Е.О. Смирновой и М.В. Соколовой.

Выявлены мультфильмы, обладающие наибольшим развивающим потенциалом для каждой возрастной группы. Показано, что они способствуют развитию эмпатии, моральных норм и эмоционального интеллекта. А осознанный выбор контента позволяет использовать анимацию в качестве инструмента психологического развития.

Библиографические ссылки

Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. Москва, 2025. 281 с.

Куниченко, О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет / О.В. Куниченко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3, № 5. С. 133-137.

Лукина, А.К., Назранова К.А. Влияние современных игр, игрушек и мультфильмов на дошкольников: психологические угрозы / А.К. Лукина, К.А. Назранова //Педагогика. 2024, № 1. С. 67-76.

Романова, А.Л. Возрастные особенности восприятия смешного и страшного в мультфильме / А.Л. Романова // Культурно-историческая психология, 2014. № 10(4), 47–56.

Смирнова, Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Культурно-историческая психология. 2014. № 10(4), 4–11.

Смирнова, Е. Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Н.Ю. Матушкина, С.Ю. Смирнова // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 33-45.

Собкин, В.С. (2014). Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма / В.С. Собкин // Культурно-историческая психология. 2014. № 10(4). 12–26.

Социология дошкольного воспитания : Труды по социологии образования / Под редакцией В.С. Собкина. Том 11, выпуск 19. Москва, 2006. 127 с.

Стрюкова, Е.А. Развивающие возможности мультипликационной продукции для детей категории "0+" / Е.А. Стрюкова, М.Н. Швецова // Психология 21 века: системный подход и междисциплинарные исследования: Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. В 2-х томах, Санкт-Петербург, 18–20 апреля 2017 года. Том 1. Санкт-Петербург, 2017. С. 239-244.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // consultant.ru. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/07194a696bee4a97dd25ff31550a995809e343c6/

Шариков, А.В. Место анимации в жизни младших дошкольников / А.В. Шариков, Ю.В. Айгистова // Культурно-историческая психология. 2014. № 10(4). С. 72–79.

Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.:, 1995. 416 с.

Опубликован

2025-06-24

Как цитировать

Прохорова Инесса Николаевна, Кулакова Д.Д., & Герьянская Нина Олеговна. (2025). РАЗВИВАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 6(6), 18–28. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/511

Выпуск

Раздел

Психология развития, акмеология