РАЗВИВАЮЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЛЬТФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТОВ
Ключевые слова:
мультфильмы, психологическое развитие, возрастные особенности, эмоциональный интеллект, возрастные особенности.Аннотация
Статья посвящена анализу развивающего потенциала мультфильмов для детей разных возрастных групп. Авторы рассматривают, как анимация может влиять на психологическое развитие и эмоциональный интеллект ребёнка, формирование ценностей, критического мышления и коммуникативных навыков. Современный медиа контент представлен широким выбором анимационной продукции. Родителям и педагогам необходимы ориентиры для того, чтобы делать осознанный выбор в пользу развивающего контента, являющегося при этом безопасным для психики и соответствующим возрастным особенностям детей.
Проблема заключается в отсутствии системного подхода к оценке мультфильмов с точки зрения их психологического воздействия. Авторы статьи стремятся выделить критерии выбора анимации, способствующей развитию психики ребёнка. Авторы анализируют особенности возрастного восприятия, проводят оценку этического и психологического компонентов, а так же дают рекомендации для родителей.
Авторы опираются на возрастную периодизацию Л.С. Выготского, Д. Эльконина, а так же методики психолого-педагогической экспертизы преимущественно Е.О. Смирновой и М.В. Соколовой.
Выявлены мультфильмы, обладающие наибольшим развивающим потенциалом для каждой возрастной группы. Показано, что они способствуют развитию эмпатии, моральных норм и эмоционального интеллекта. А осознанный выбор контента позволяет использовать анимацию в качестве инструмента психологического развития.
Библиографические ссылки
Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. Москва, 2025. 281 с.
Куниченко, О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет / О.В. Куниченко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3, № 5. С. 133-137.
Лукина, А.К., Назранова К.А. Влияние современных игр, игрушек и мультфильмов на дошкольников: психологические угрозы / А.К. Лукина, К.А. Назранова //Педагогика. 2024, № 1. С. 67-76.
Романова, А.Л. Возрастные особенности восприятия смешного и страшного в мультфильме / А.Л. Романова // Культурно-историческая психология, 2014. № 10(4), 47–56.
Смирнова, Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Культурно-историческая психология. 2014. № 10(4), 4–11.
Смирнова, Е. Возрастные особенности восприятия мультфильмов дошкольниками / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова, Н.Ю. Матушкина, С.Ю. Смирнова // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 33-45.
Собкин, В.С. (2014). Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма / В.С. Собкин // Культурно-историческая психология. 2014. № 10(4). 12–26.
Социология дошкольного воспитания : Труды по социологии образования / Под редакцией В.С. Собкина. Том 11, выпуск 19. Москва, 2006. 127 с.
Стрюкова, Е.А. Развивающие возможности мультипликационной продукции для детей категории "0+" / Е.А. Стрюкова, М.Н. Швецова // Психология 21 века: системный подход и междисциплинарные исследования: Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. В 2-х томах, Санкт-Петербург, 18–20 апреля 2017 года. Том 1. Санкт-Петербург, 2017. С. 239-244.
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // consultant.ru. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/07194a696bee4a97dd25ff31550a995809e343c6/
Шариков, А.В. Место анимации в жизни младших дошкольников / А.В. Шариков, Ю.В. Айгистова // Культурно-историческая психология. 2014. № 10(4). С. 72–79.
Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.:, 1995. 416 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Прохорова Инесса Николаевна

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.