ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ
Ключевые слова:
психологическое благополучие, профессиональная направленность, типологический профиль, базис, трехфакторная базисная модель, гексаграмма.Аннотация
Статья посвящена установлению связи психологического благополучия с профессиональной направленностью личности и построению полной, упорядоченной, измерительной системно-базисной «картины» профилей психологического благополучия личности.Актуальность статьи состоит в том, что возникает необходимость построения базисной модели и создания соответствующей ей измерительной методики психологического благополучия личности.
Проблема состоит в том, что не существует на данное время базисной измерительной методики психологического благополучия личности. Цель исследования - это построение базисной модели и соответствующей ей измерительной базисной методики психологического благополучия личности. Были поставлены следующие задачи исследования:
- Построить трехфакторную базисную модель психологического благополучия и установить связь ее с профессиональной направленностью личности.
- Использовать базисный подход при построении измерительной методики психологического благополучия личности и оптимизировать соответствующую процедуру ее применения в психодиагностической практике.
- Построить полную, упорядоченную, измерительную системно-базисную «картину» профилей психологического благополучия личности.
- Определить доминирующие профили психологического благополучия курсантов Вологодского института права и экономики (ВИПЭ) и сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС).
Методы исследования: авторский тест, измеряющий профессиональную направленность личности, системно-базисное моделирование информации о психологическом благополучии личности.
Гипотеза исследования: психологическое благополучие личности связано с ее профессиональной направленностью.
Результаты позволяют оптимизировать измерение психологического благополучия личности, что «упрощает» его диагностическую процедуру. Раскрыто и дано описание понятия «профессионального благополучия» и дана полная «картина», состоящая из 64 гексаграмм-профилей психологического благополучия личности.
Выводы: психодиагностическое исследование показало, что профиль-гексаграмма психологического благополучия у курсантов и сотрудников УИС имеют отличия. У курсантов института отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Личностный рост», «Цели в жизни» и «Автономия» при соответствующей внутренней самооценке. Не проявились у курсантов вообще (или проявились на низком уровне): «Самопринятие», «Управление окружением». У сотрудников УИС отмечается четыре доминирующих типа (на высоком и очень высоком уровне): «Положительные отношения с другими», «Самопринятие», «Управление окружением», «Цели в жизни», а на низком уровне проявились «Личностный рост», «Автономия».
Библиографические ссылки
Литература
Кеплер И. О шестиугольных снежинках / И. Кеплер. Москва: Наука, 1983. 123 с.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. Ленинград: Медицина, 1984. 149 с.
Малышев К.Б. Основы психоалгебры / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. Вологда-Курск, 2021. 157 с.
Малышев К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. Вологда-Курск, 2019. 180 с.
David Newby European Portfolio for Student Teachers of Languages / David Newby, Rebecca Alan, Anne-Brit Fenner, and others. Graz: European Centre for Modern Languages, 2007. 89 p.
Carroll ВJ. Testing Communicative performance. An Interim study. Oxford: Oxford University Press, 1980. 149 p.
Ryff C.D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. 1996. Vol. 2. P. 365-369.
References
Kepler I. O shestiugolnyih snezhinkah [About hexagonal snowflakes]. Moscow, 1983. 123 p. (In Russ.).
Kulagin B.V. Osnovyi professionalnoy psihodiagnostiki [Fundamentals of professional psychodiagnostics]. Leningrad, 1984. 149 p. (In Russ.).
Malyishev K.B., Malyisheva O.A. Osnovyi psihoalgebryi [Fundamentals of psychoalgebra]. Vologda-Kursk, 2021. 157 p. (In Russ.).
Malyishev K.B., Malyisheva O.A. Sistemno-faktornyiy analiz v psihologii [System-factor analysis in psychology]. Vologda-Kursk, 2019. 180 p. (In Russ.).
David Newby European Portfolio for Student Teachers of Languages / David Newby, Rebecca Alan, Anne-Brit Fenner, and others. Graz: European Centre for Modern Languages, 2007. 89 p. (In Engl.).
Carroll ВJ. Testing Communicative performance. An Interim study. Oxford: Oxford University Press, 1980. 149 p. (In Engl.).
Ryff C.D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. 1996. Vol. 2. P. 365-369. (In Engl.).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.