ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА
Ключевые слова:
сиблинги, братья, сестры, близость между сиблингами, конкуренция между сиблингамиАннотация
Статья репрезентует обзор работ учёных, посвящённых исследованию взаимоотношений между братьями и сестрами. В статье рассмотрены различные этапы развития человека на протяжении его жизни, отражены данные о связи взаимоотношений сиблингов на данных этапах онтогенеза.
Актуальность. Актуальность темы обусловлена фактором того, что более восьмидесяти процентов населения родились в семье с братом или сестрой, а связь между сиблингами является самой продолжительной родственной связью в жизни человека.
Проблема, цель, задачи. Проблемой данной статьи выступает идея о том, что в современном обществе культ семьи заметно ослабевает, поддержание тесной связи с близкими, в том числе и с сиблингами, перестает быть необходимостью. Эти процессы неизбежно ведут к разобщению братьев и сестер, что является значимой проблемой для изучения. Целью данного исследования является исследование взаимоотношений сиблингов в процессе онтогенеза и установление их роли в жизни человека.
Результаты и их обсуждение. Полученные результаты дают нам возможность говорить о психологической ценности связи сиблингов. В младенчестве старший сиблинг способен удовлетворять такие потребности ребенка, как потребность в безопасности, утешении, в любви и привязанности. Если говорить о потребностях ребенка в раннем возрасте, то старший брат или сестра могут оказывать поддержку и внимание младшему, вдохновлять его. В дошкольном возрасте старший сиблинг способен удовлетворять такую потребность младшего, как потребность в одобрении. В подростковый период сиблинг способен удовлетворять такие потребности другого, как уважение и принятие. Во взрослом и преклонном возрастах сиблинги восполняют друг другу потребность в близости, оказывают друг другу поддержку и сочувствие, сходное с материнской заботой.
Заключение. В ходе исследования была выявлена недостаточная изученность многообразия взаимоотношений сиблингов и условий, которые определяют характер данных взаимоотношений. Помимо этого, была установлена недостаточная изученность механизмов в основе поведения сиблингов во взрослом возрасте, что открывает для нас новые горизонты исследований данных аспектов взаимоотношений сиблингов на разных этапах онтогенеза, начиная с младенчества, заканчивая пожилым возрастом.
Библиографические ссылки
Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997. 286 c.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. / Пер. с англ. –СПб.: Питер. 1997. 330 c.
Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций / О.А. Карабанова. - М.: Айрис-Пресс. 2005. С. 240 с.
Кузьмина М. Сиблинги, или Каин и Авель в одной квартире. [Электронный ресурс]// Школьный психолог. 2000. No 17. – URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200001710
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И.Лисина. - СПб.: Питер. 2009. С. 410.
Лукьянченко Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности / Н. В. Лукьянченко // Психологическая наука и образование. 2010. - No1. С. 31–40.
Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К.А., Бочавер С.Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение / С.К.Нартова-Бочавер, К.А. Бочавер, С.Ю. Бочавер. - М.: Генезис. 2011. С. 320.
Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви / М. Руфо. - Екатеринбург: У-Фактория. 2006. С. 288.
Черников А.В. Введение в семейную психотерапию / А.В. Черников // Тематическое приложение к журналу “Семейная психология и семейная психотерапия”. М. 1998. С. 152.
Эриксон Э. Детство и общество. / Э. Эриксон. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга». 1996. С. 592.
Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, N.J., Erlbaum. 1978.
Bedford V. Relationships between adult siblings. In: A. Auhagan, M. Von Salisch (Eds), The diversity of human relationships. New York: Cambridge University Press. 1996. P. 120-140.
Brody G.H., Kim S., Murry V.M., Brown, A.C. Longitudinal direct and indirect pathways linking older sibling competence to the development of younger sibling competence // Developmental Psychology. 2003. Vol. 39. Pp. 618-628.
Cicirelli V. Sibling relationship across the lifespan. New York: Plenum. 1995.
Connidis I.A. Life transitions and the sibling tie. Journal of Marriage and the Family, 54. 1992. 972-982.
Connidis I.A., Campbell, L.D. Closeness, confiding, and contact among siblings in middle and late adulthood. Journal of Family Issues, 16, 6. 1995. 722-745.
Dunn J. Siblings: The first society. In: N. Vanzetti, S. Duck (Eds), A lifetime of relationships (pp. 105-124). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Co. 1996. 105-124.
Galton F. English men of science, their nature and nurture. - London: Macmillan. 1874. - 270 p.
Riggio H.R. Measuring attitudes toward adult sibling relationships: 'The lifespan sibling relationship scale. Journal of Social and Personal Relationships, 17, 6. 2000. 707-728.
Steward R.B., Kozak A.L., Tingley L.M., Goddard J.M., Blake E.M., Casse W. Adult sibling relationships: Validation of a typology // Personal Relationships. 2001. Vol. 8(30). P. 299–324.
Steward R.B., Kozak, A.I., Tingley, L.M., ... Casse, W. Adult sibling relationships: Validation of a typology. Personal Relationships, 8, 3. 2001. 299-324.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Архарова Александра Ивановна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.