ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА

Авторы

  • Архарова Александра Ивановна Московский педагогический государственный университет. Москва, Россия https://orcid.org/0009-0002-8623-8177

Ключевые слова:

сиблинги, братья, сестры, близость между сиблингами, конкуренция между сиблингами

Аннотация

Статья репрезентует обзор работ учёных, посвящённых исследованию взаимоотношений между братьями и сестрами. В статье рассмотрены различные этапы развития человека на протяжении его жизни, отражены данные о связи взаимоотношений сиблингов на данных этапах онтогенеза.

Актуальность. Актуальность темы обусловлена фактором того, что более восьмидесяти процентов населения родились в семье с братом или сестрой, а связь между сиблингами является самой продолжительной родственной связью в жизни человека.

Проблема, цель, задачи. Проблемой данной статьи выступает идея о том, что в современном обществе культ семьи заметно ослабевает, поддержание тесной связи с близкими, в том числе и с сиблингами, перестает быть необходимостью. Эти процессы неизбежно ведут к разобщению братьев и сестер, что является значимой проблемой для изучения. Целью данного исследования является исследование взаимоотношений сиблингов в процессе онтогенеза и установление их роли в жизни человека.

Результаты и их обсуждение. Полученные результаты дают нам возможность говорить о психологической ценности связи сиблингов. В младенчестве старший сиблинг способен удовлетворять такие потребности ребенка, как потребность в безопасности, утешении, в любви и привязанности. Если говорить о потребностях ребенка в раннем возрасте, то старший брат или сестра могут оказывать поддержку и внимание младшему, вдохновлять его. В дошкольном возрасте старший сиблинг способен удовлетворять такую потребность младшего, как потребность в одобрении. В подростковый период сиблинг способен удовлетворять такие потребности другого, как уважение и принятие. Во взрослом и преклонном возрастах сиблинги восполняют друг другу потребность в близости, оказывают друг другу поддержку и сочувствие, сходное с материнской заботой.

Заключение. В ходе исследования была выявлена недостаточная изученность многообразия взаимоотношений сиблингов и условий, которые определяют характер данных взаимоотношений. Помимо этого, была установлена недостаточная изученность механизмов в основе поведения сиблингов во взрослом возрасте, что открывает для нас новые горизонты исследований данных аспектов взаимоотношений сиблингов на разных этапах онтогенеза, начиная с младенчества, заканчивая пожилым возрастом.

Библиографические ссылки

Адлер А. Наука жить. Перевод с англ. и немецкого. Киев: Port-Royal, 1997. 286 c.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. / Пер. с англ. –СПб.: Питер. 1997. 330 c.

Карабанова О.А. Возрастная психология: конспект лекций / О.А. Карабанова. - М.: Айрис-Пресс. 2005. С. 240 с.

Кузьмина М. Сиблинги, или Каин и Авель в одной квартире. [Электронный ресурс]// Школьный психолог. 2000. No 17. – URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200001710

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И.Лисина. - СПб.: Питер. 2009. С. 410.

Лукьянченко Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности / Н. В. Лукьянченко // Психологическая наука и образование. 2010. - No1. С. 31–40.

Нартова-Бочавер С.К., Бочавер К.А., Бочавер С.Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение / С.К.Нартова-Бочавер, К.А. Бочавер, С.Ю. Бочавер. - М.: Генезис. 2011. С. 320.

Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви / М. Руфо. - Екатеринбург: У-Фактория. 2006. С. 288.

Черников А.В. Введение в семейную психотерапию / А.В. Черников // Тематическое приложение к журналу “Семейная психология и семейная психотерапия”. М. 1998. С. 152.

Эриксон Э. Детство и общество. / Э. Эриксон. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга». 1996. С. 592.

Ainsworth M.D.S., Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Hillsdale, N.J., Erlbaum. 1978.

Bedford V. Relationships between adult siblings. In: A. Auhagan, M. Von Salisch (Eds), The diversity of human relationships. New York: Cambridge University Press. 1996. P. 120-140.

Brody G.H., Kim S., Murry V.M., Brown, A.C. Longitudinal direct and indirect pathways linking older sibling competence to the development of younger sibling competence // Developmental Psychology. 2003. Vol. 39. Pp. 618-628.

Cicirelli V. Sibling relationship across the lifespan. New York: Plenum. 1995.

Connidis I.A. Life transitions and the sibling tie. Journal of Marriage and the Family, 54. 1992. 972-982.

Connidis I.A., Campbell, L.D. Closeness, confiding, and contact among siblings in middle and late adulthood. Journal of Family Issues, 16, 6. 1995. 722-745.

Dunn J. Siblings: The first society. In: N. Vanzetti, S. Duck (Eds), A lifetime of relationships (pp. 105-124). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Co. 1996. 105-124.

Galton F. English men of science, their nature and nurture. - London: Macmillan. 1874. - 270 p.

Riggio H.R. Measuring attitudes toward adult sibling relationships: 'The lifespan sibling relationship scale. Journal of Social and Personal Relationships, 17, 6. 2000. 707-728.

Steward R.B., Kozak A.L., Tingley L.M., Goddard J.M., Blake E.M., Casse W. Adult sibling relationships: Validation of a typology // Personal Relationships. 2001. Vol. 8(30). P. 299–324.

Steward R.B., Kozak, A.I., Tingley, L.M., ... Casse, W. Adult sibling relationships: Validation of a typology. Personal Relationships, 8, 3. 2001. 299-324.

Опубликован

2023-06-24

Как цитировать

Архарова Александра Ивановна. (2023). ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 4(6), 30–37. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/253