ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Авторы

  • Походзилова Виолетта Вячеславовна Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе. Севастополь, Российская Федерация

Ключевые слова:

жизнестойкость, стресс, Г. Селье, С. Мадди, стадии стресса, контроль, вовлечённость, принятие риска

Аннотация

Данная работа представляет собой обоснование значимости жизнестойкости в контексте современного мира и условиях постоянного воздействия стрессовых факторов на основе анализа теоретических сведений касательно данных феноменов.

Актуальность. Жизнь человека переполнена разнообразными переживаниями, и события, их вызвавшие, могут быть как приятными, так и неприятными, с индивидуальной точки зрения каждого отдельно взятого человека. Многие из условий, в которых происходит жизнедеятельность современного человека (включая информационные, экологические, социально-экономические и т.д.), провоцируют стрессовую реакцию организма [1;8;10]. Так, жизнь людей может быть испещрена довольно длительными периодами действия неблагоприятных факторов, сопровождающихся негативной эмоциональной реакцией, психическим и физическим перенапряжением и др.

Цель. Исследовать некоторые особенности феноменов стресса и жизнестойкости и обосновать значимость последнего с позиции особенностей современного мира.

Выводы и заключение. Стресс – неотъемлемая часть счастливой жизни человека, преследующая нас не только в неудачах, но и в удачливых событиях. Стресс разделяется на «полезный» (эустресс) и «вредный» (дистресс), причём последний не имеет положительных качеств с точки зрения физического и психического здоровья. Способностью противостоять негативному влиянию стресса – основная функция жизнестойкости. Изучением данного феномена занимался С. Мадди, который привёл три структурных компонента жизнестойкости: вовлечённость, контроль и принятие риска. Психолог также отмечал, что жизнестойкость является не избеганием стресса, но напротив, его принятием и умением справиться. Принимая во внимание особенности настоящего этапа развития человечества, включающий постоянные стрессы, информационный шум, избыток негативных новостей и т.д., мы можем заключить, что жизнестойкость является важной составляющей в нормальной жизнедеятельности современного человека.

Библиографические ссылки

Благосостояние личности в условиях кризиса социально-экономической системы региона / В. П. Чичканов, А. А. Куклин, С. А. Охотников, И. В. Коробков // Уровень жизни населения регионов России. – 2020. – Т. 16, № 3. – С. 49-58.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2006. — 18 с.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006.

Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.

Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ: [пер. с англ.]. СПб.: Питер, 2002. 567 с.

Новикова, Н. А. Стресс и жизнестойкость / Н. А. Новикова // Психологические проблемы смысла жизни и акме : Электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума, Москва, 13–14 апреля 2021 года. – Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. – С. 95-102.

Семенова, А. О. Профессиональное выгорание личности в профессиях «человек-человек» посредством формирования коммуникативной компетентности / А. О. Семенова, З. В. Борлакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-2. – С. 370-373.

Стресс без дистресса : [перевод с английского] / Г. Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса. - Москва : Прогресс, 1982. - 124 с.

Чербиева, С. В. Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов / С. В. Чербиева, С. Н. Бостанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 12(178). – С. 445-451

Опубликован

2023-06-24

Как цитировать

Походзилова Виолетта Вячеславовна. (2023). ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 4(6), 44–49. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/265