СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова:
сказкотерапия, исследование, эмоциональное состояние, психическое развитие, стресс, тревога, поведение.Аннотация
Аннотация: Проблемы с эмоциональной сферой у детей с задержкой психического развития могут возникнуть из-за отсутствия ежедневного общения внутри семьи и социума. Все аспекты эмоциональной сферы личности у младших школьников с задержкой психического развития формируются медленно и с большими отклонениями. Для детей характерны выраженная задержка в развитии эмоций, недифференцированные и нестабильные чувства, ограничивающие диапазон переживаний, крайние проявления радости, печали и веселья. В психологии развитию эмоциональной сферы уделяется достаточно много внимания. Аспекты развития эмоциональных нарушений в случае задержки психического развития необходимо изучать не только потому, что они тесно связаны со всеми аспектами личностного развития, но и потому, что они являются неотъемлемой и относительно независимой частью коммуникативного поведения. Многие проблемы в коммуникативных процессах детей возникают из-за значительных трудностей в эмоциональной сфере. Актуальность проблемы коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития определена тем значением, каким обладает эмоциональная сфера в психическом развитии школьников, и их готовности к взаимодействию с окружающими. Многочисленные исследования отечественных ученых, такими авторами, как А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, P. E. Левина, О. В. Филичева, посвящены подробному изучению и анализу проблемы формирования у детей эмоциональной сферы младших школьников и подтверждают ее. Сказкотерапия – это практика, которая использует интеграцию личности с целью стимулирования творческого потенциала, повышения осведомленности и улучшения отношений с внешним миром. К сказкам в своих работах как отечественные, так и зарубежные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков и другие. В статье дано определение сказкотерапии как метод психологической коррекции. Рассмотрены основные особенности сказкотерапии, коррекционные возможности данного метода и основные функции: понимание и выражение эмоций, развитие взаимопонимания, развитие социальных навыков, повышение уверенности в себе. Изучены процессы терапии, они начинается с первичной оценки, в ходе которой специалист оценивает эмоциональное и психологическое благополучие участника. Также поставлены цели и задачи терапии, установившиеся в сотрудничестве между специалистом и участниками. Проанализирована эффективность сказкотерапии в коррекции эмоциональных нарушений детей с задержкой психического развития. Изучены основные этапы проведения сказкотерапии. Особое внимание уделялось проведению исследования влияния сказкотерапии на эмоциональное состояние младших школьников, проанализированы данные полученные в ходе наблюдения, производился с помощью тестов для сравнения эффективности, использовалась Шкала оценки эмоциональных расстройств (EDAS) для оценки эмоциональных расстройств.
Библиографические ссылки
Слизкая Т.В. Особенности использования сказкотерапии на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР / Т.В. Слизкая // Современное образование Витебщины. – 2020. – № 2(28). – 54-56.
Торшина А.В. Сказкотерапия – эффективный метод преодоления стресса / А.В. Торшина, О.М. Нивина // Наука и производство Урала. – 2021. – Том 17. – С. 120-122.
Володина Е.И. Сказкотерапия как средство формирования связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.И. Володина, Е.С. Девина // Образование в современном мире: новое время – новые решения. – 2022. – № 1-1. –С. 39-43.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Зорина Валерия И., Трофимова Е.Д.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.