СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы

  • Зорина Валерия И. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 Нижний Тагил, Россия
  • Трофимова Е.Д. Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета Нижний Тагил, Россия

Ключевые слова:

сказкотерапия, исследование, эмоциональное состояние, психическое развитие, стресс, тревога, поведение.

Аннотация

Аннотация: Проблемы с эмоциональной сферой у детей с задержкой психического развития могут возникнуть из-за отсутствия ежедневного общения внутри семьи и социума. Все аспекты эмоциональной сферы личности у младших школьников с задержкой психического развития формируются медленно и с большими отклонениями. Для детей характерны выраженная задержка в развитии эмоций, недифференцированные и нестабильные чувства, ограничивающие диапазон переживаний, крайние проявления радости, печали и веселья. В психологии развитию эмоциональной сферы уделяется достаточно много внимания. Аспекты развития эмоциональных нарушений в случае задержки психического развития необходимо изучать не только потому, что они тесно связаны со всеми аспектами личностного развития, но и потому, что они являются неотъемлемой и относительно независимой частью коммуникативного поведения. Многие проблемы в коммуникативных процессах детей возникают из-за значительных трудностей в эмоциональной сфере. Актуальность проблемы коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития определена тем значением, каким обладает эмоциональная сфера в психическом развитии школьников, и их готовности к взаимодействию с окружающими. Многочисленные исследования отечественных ученых, такими авторами, как А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, P. E. Левина, О. В. Филичева, посвящены подробному изучению и анализу проблемы формирования у детей эмоциональной сферы младших школьников и подтверждают ее. Сказкотерапия – это практика, которая использует интеграцию личности с целью стимулирования творческого потенциала, повышения осведомленности и улучшения отношений с внешним миром. К сказкам в своих работах как отечественные, так и зарубежные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков и другие. В статье дано определение сказкотерапии как метод психологической коррекции. Рассмотрены основные особенности сказкотерапии, коррекционные возможности данного метода и основные функции: понимание и выражение эмоций, развитие взаимопонимания, развитие социальных навыков, повышение уверенности в себе. Изучены процессы терапии, они начинается с первичной оценки, в ходе которой специалист оценивает эмоциональное и психологическое благополучие участника. Также поставлены цели и задачи терапии, установившиеся в сотрудничестве между специалистом и участниками. Проанализирована эффективность сказкотерапии в коррекции эмоциональных нарушений детей с задержкой психического развития. Изучены основные этапы проведения сказкотерапии. Особое внимание уделялось проведению исследования влияния сказкотерапии на эмоциональное состояние младших школьников, проанализированы данные полученные в ходе наблюдения, производился с помощью тестов для сравнения эффективности, использовалась Шкала оценки эмоциональных расстройств (EDAS) для оценки эмоциональных расстройств.

Библиографические ссылки

Слизкая Т.В. Особенности использования сказкотерапии на коррекционных занятиях с учащимися с ОПФР / Т.В. Слизкая // Современное образование Витебщины. – 2020. – № 2(28). – 54-56.

Торшина А.В. Сказкотерапия – эффективный метод преодоления стресса / А.В. Торшина, О.М. Нивина // Наука и производство Урала. – 2021. – Том 17. – С. 120-122.

Володина Е.И. Сказкотерапия как средство формирования связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.И. Володина, Е.С. Девина // Образование в современном мире: новое время – новые решения. – 2022. – № 1-1. –С. 39-43.

Опубликован

2023-12-23

Как цитировать

Зорина Валерия И., & Трофимова Е.Д. (2023). СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 4(12), 63–69. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/318

Выпуск

Раздел

Специальная и коррекционная педагогика