Социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект как компоненты социального интеллекта будущего педагога

Авторы

  • Дмитриева Анна Всеволодовна Дмитриева Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Нижний Новгород https://orcid.org/0000-0001-7948-8202

Ключевые слова:

социальный интеллект, социальный интеллект педагога, социально-перцептивные способности, эмоциональный интеллект, профессионально важные качества педагога, педагогическая деятельность

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи социально-перцептивных способностей и эмоционального интеллекта в структуре социального интеллекта будущего педагога. Социально-перцептивные способности изучаются как невербальный компонент социального интеллекта.

Социальный интеллект является интегральным профессионально важным качеством (ПВК) педагога. В связи с этим изучение социального интеллекта педагогов, его компонентов и функций, является актуальной темой психологических исследований.

Проблема исследования заключается в необходимости установления взаимосвязей между двумя компонентами социального интеллекта, которые включены в большинство его моделей: эмоциональным компонентом (эмоциональным компонентом) и невербальным когнитивным компонентом (социально-перцептивными способностями). Цель исследования: изучить социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект педагогов в их взаимосвязи в структуре социального интеллекта. Для достижения цели исследования были решены следующие задачи: проанализированы представления о социально-перцептивных способностях и эмоциональном интеллекте как компонентах социального интеллекта, измерены уровень социально-перцептивных способностей и эмоционального интеллекта будущих педагогов, изучены взаимосвязи социально-перцептивных способностей и эмоционального интеллекта в структуре социального интеллекта.

Для решения указанных задач применялись следующие методы исследования: психодиагностический, методы математико-статистического анализа данных.

Для оценки эмоционального интеллекта использовалась методика «Эмоциональный интеллект» Н. Холла (Райгородский, 2001). Для оценки социально-перцептивных способностей – методика «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» В. А. Лабунской (Лабунская, 2008).

По результатам исследования было выявлено, что у большинства (80,19%) будущих педагогов социально-перцептивные способности развиты на среднем уровне, а эмоциональный интеллект у 60,38% педагогов выражен на низком уровне. Выявлены положительные взаимосвязи между социально-перцептивными способностями (и способностью к прогнозированию действий других как их составляющей) и всеми компонентами эмоционального интеллекта, кроме распознавания собственных эмоций.

Исследования подтвердило гипотезу о том, что социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект являются компонентами социального интеллекта педагога. На основании результатов исследования были даны рекомендации по развитию изучаемых компонентов в структуре социального интеллекта будущего педагога.

Библиографические ссылки

Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-113

Бачманова Н. В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л. 1995. №5 5. С. 34-48

Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. 1965. 456 с.

Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ. 1995. 223 с.

Кудинова И. Б., Вотчин И. С. Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. 2005. №4. С. 132-142.

Лабунская В. А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 4. С. 35-47.

Лунёва О. В. Проблема соотношения социального и эмоционального интеллектов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. №4. С. 31-36.

Мезинов В. Н., Филатова И. Ю. Социальный интеллект будущего учителя: сущность, содержание, структура // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. №. 1. С. 75-79.

Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию / Е. С. Михайлова. Спб. 1996. 53 с.

Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ» [и др.]. 2001.

Степанов И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. №11. С. 205-217

Опубликован

2024-01-24

Как цитировать

Дмитриева, Д. А. В. (2024). Социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект как компоненты социального интеллекта будущего педагога. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 5(1), 40–51. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/324

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология