Социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект как компоненты социального интеллекта будущего педагога
Ключевые слова:
социальный интеллект, социальный интеллект педагога, социально-перцептивные способности, эмоциональный интеллект, профессионально важные качества педагога, педагогическая деятельностьАннотация
В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи социально-перцептивных способностей и эмоционального интеллекта в структуре социального интеллекта будущего педагога. Социально-перцептивные способности изучаются как невербальный компонент социального интеллекта.
Социальный интеллект является интегральным профессионально важным качеством (ПВК) педагога. В связи с этим изучение социального интеллекта педагогов, его компонентов и функций, является актуальной темой психологических исследований.
Проблема исследования заключается в необходимости установления взаимосвязей между двумя компонентами социального интеллекта, которые включены в большинство его моделей: эмоциональным компонентом (эмоциональным компонентом) и невербальным когнитивным компонентом (социально-перцептивными способностями). Цель исследования: изучить социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект педагогов в их взаимосвязи в структуре социального интеллекта. Для достижения цели исследования были решены следующие задачи: проанализированы представления о социально-перцептивных способностях и эмоциональном интеллекте как компонентах социального интеллекта, измерены уровень социально-перцептивных способностей и эмоционального интеллекта будущих педагогов, изучены взаимосвязи социально-перцептивных способностей и эмоционального интеллекта в структуре социального интеллекта.
Для решения указанных задач применялись следующие методы исследования: психодиагностический, методы математико-статистического анализа данных.
Для оценки эмоционального интеллекта использовалась методика «Эмоциональный интеллект» Н. Холла (Райгородский, 2001). Для оценки социально-перцептивных способностей – методика «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» В. А. Лабунской (Лабунская, 2008).
По результатам исследования было выявлено, что у большинства (80,19%) будущих педагогов социально-перцептивные способности развиты на среднем уровне, а эмоциональный интеллект у 60,38% педагогов выражен на низком уровне. Выявлены положительные взаимосвязи между социально-перцептивными способностями (и способностью к прогнозированию действий других как их составляющей) и всеми компонентами эмоционального интеллекта, кроме распознавания собственных эмоций.
Исследования подтвердило гипотезу о том, что социально-перцептивные способности и эмоциональный интеллект являются компонентами социального интеллекта педагога. На основании результатов исследования были даны рекомендации по развитию изучаемых компонентов в структуре социального интеллекта будущего педагога.
Библиографические ссылки
Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы Психологии. 1995. № 1. С.111-113
Бачманова Н. В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л. 1995. №5 5. С. 34-48
Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. 1965. 456 с.
Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ. 1995. 223 с.
Кудинова И. Б., Вотчин И. С. Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. 2005. №4. С. 132-142.
Лабунская В. А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 4. С. 35-47.
Лунёва О. В. Проблема соотношения социального и эмоционального интеллектов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. №4. С. 31-36.
Мезинов В. Н., Филатова И. Ю. Социальный интеллект будущего учителя: сущность, содержание, структура // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. №. 1. С. 75-79.
Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию / Е. С. Михайлова. Спб. 1996. 53 с.
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАМ» [и др.]. 2001.
Степанов И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. №11. С. 205-217
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Анна Всеволодовна Дмитриева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.