ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы

  • Долгих Андрей Сергеевич Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, РФ. https://orcid.org/0000-0001-7830-5910

Ключевые слова:

экологические ценности, техносферная безопасность, инженерное образование, будущие инженеры, безопасный техногенный мир.

Аннотация

Статья посвящена аспектам, связанным с формированием профессиональной компетенции у студентов, изучающих техносферную безопасность на уровне создания ими экологически безопасных технологий.

Актуальность. В данной статье отражена актуальность формирования профессиональной компетентности будущих инженеров при изучении техносферной безопасности, которые должны будут в своей профессиональной деятельности создавать экологически безопасные технологии, не имеющие отрицательного влияния на окружающий мир, природу и экологические процессы.

Проблема, цель, задачи. В настоящее время наблюдается экологический кризис, несущий угрозу жизни людей, и студентам инженерного направления необходимо проявлять свои знания, навыки и умения в будущем только в безопасных рамках для экологических процессов, что отражает проблему исследования. Так, целью и задачей работы явилось выявить эффективность проектной деятельности в формировании профессиональной компетенции, позволяющей студентам разрабатывать экологически безопасные технологии.

Материал и методы исследования. В работе был использован ценностный опросник Шварца, который позволяет определить наличие и формирование ценностного отношения к природе и экологическим процессам у студентов. Исследования подверглись 86 будущих инженера, изучающих техносферную безопасность в политехническом вузе города Пермь.

Результаты и их обоснование. Были представлены данные эффективности проектной деятельности в формировании профессиональной компетенции, применяемые во время учебной работы. У студентов после апробации проектной работы были определены показатели, указывающие на формирование у них экологических ценностей и понимание ими важности разрабатывать в своей будущей профессиональной деятельности именно экологически безопасные технологии.

Вывод и заключение. Представленные данные о проектной работе отражают формирование у  будущих инженеров профессиональную компетенцию, способствующую создать им безопасный техногенный мир, который обеспечит условия для восстановления экологических процессов.

Библиографические ссылки

Васина О.Н. Эколого-ориентированный компонент компетентностной модели выпускника / О.Н. Васенина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 5 (74). С. 146-153.

Карпов В.В. Экологический аспект в системе профессиональной подготовки бакалавров техносферной безопасности / В.В. Карпов // Экономические, экологические и социальные проблемы промышленных регионов: сборник научных работ. Краснодон, 2020. С. 124-125.

Карпов В.В. Формирование профессиональных компетенций экологической направленности у будущих бакалавров техносферной безопасности // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе : сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Москва, 12–14 февраля 2020 г.). М., 2020. С. 339-342.

Панасенкова Е.Ю. Применение компетентностного подхода при подготовке студентов направления «Техносферная безопасность» на примере дисциплины «Региональная экология» / Е.Ю. панасенкова // XXI век. Техносферная безопасность. 2017. Т. 2. № 3. С.102–110.

Пономарева О.Н. Дидактические средства экологического содержания для развития критического мышления / О.Н. Пономарева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2017. № 1 (41). С. 161-169.

Попцов А.Н. Формирование компетентности обеспечения техносферной безопасности студентов политехнического вуза на основе междисциплинарных связей / А.Н. Попцов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Серия: Психологические и педагогические науки. 2020. № 1 (3). С. 61–68.

Тебенькова Е.А. Современные подходы к гуманитаризации естественнонаучного образования в подготовке бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» / Е.А. Тебенькова // Материалы 21 Международной научно-практической конференции «Техносферная безопасность, надежность, качество, энерго- и ресурсосбережение». Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2019 С. 22–29.

Чалышева В.И. Компоненты формирования готовности бакалавров в области техносферной безопасности к осуществлению профессиональной деятельности / В.И. Чалышева // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11(116). С. 199-201.

Ямборко П.В. Подготовка бакалавров направления «Техносферная безопасность» в Ульяновском государственном университете / П.В. Ямборко // Сборник статей IV Всероссийской научно- технической конференции «Инновации технических решений в машиностроении и транспорте». Пенза: Изд-во ПГАУ, 2018. С. 167–180.

Опубликован

2023-04-24

Как цитировать

Долгих Андрей Сергеевич. (2023). ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 4(4), 5–11. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/204

Выпуск

Раздел

Компетентностный подход в образовании