СТРАХ КАК ФАКТОР, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ

-

Авторы

  • Гайдукова Яна Александровна Санкт Петербургский государственный университет. Санкт Петербург, Российская Федерация https://orcid.org/0009-0006-4132-7546

Ключевые слова:

самовыражение, письменная речь, страхи, итоговое сочинение, сочинение, теория человеческой мотивации А. Маслоу

Аннотация

Аннотация. В статье приводятся данные исследований учащихся седьмых, девятых и одиннадцатых классов, говорящие о высоком уровне тревожности при выполнении письменных работ (страхи испытывают около трети учащихся). Доказана связь между уверенностью подростка в себе и его самовыражением в собственном письменном тексте. Оценена сложность написания выпускного итогового сочинения. Приведённые эмпирические данные соответствуют «Теории человеческой мотивации» А. Маслоу. 

Актуальность, проблема. Школьное сочинение как жанр письменной речи давно стало классическим форматом выпускного и вступительного экзаменов. Обучение навыку письменной речи происходит на протяжении всего периода обучения в школе. Однако школьники разных ступеней образования испытывают трах при написании собственной письменной работы.

Цель. Цель исследования — оценить выраженность чувства страха при написании сочинений учащихся школы.

Материалы и методы исследования. Исследовались теоретические источники, определяющие задачи и критерии оценивания школьного выпускного сочинения. Исследовались учащиеся 7 и 9 классов. Методы исследования — письменный опрос и анализ продуктов деятельности. Результаты сопоставлены с опубликованными результатом опросов учащихся 11 классов.

Результаты и их обсуждение. Не менее трети учащихся 7-11 классов испытывают страх при выполнении письменных работ. Высокий уровень страха, тревожности, вызывает у подростков сложности даже при выполнении посильных для них видов письменных работ, не предполагающих высокой строгости в оценивании. Также мы доказали связь между уверенностью подростка в себе и его самовыражении в собственном письменном тексте. Приведённые эмпирические данные соответствуют тезисам «Теории человеческой мотивации» А. Маслоу. 

Библиографические ссылки

Вальтер Шубарт: «…Европа есть страна деловитости, а Россия есть родина души». // Яна Александровна Гайдукова. Сайт учителя. URL: https://outchitel.ru/valter-shubart-evropa-est-strana-delovitosti-a-rossiya-est-rodina-dushi/ (дата обращения: 22.05.2023).

Дощинский Р. А. Итоговое сочинение: начало большого пути. // Сборник материалов научно-практической конференции «Сочинение на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации» («Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе»). — «РОПРЯЛ», 2015. — 263 с. С. 99-104. URL: https://iro86.ru/images/nauka/pov_kv/sbornik_materialov_1.pdf (дата обращения: 22.05.2023).

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) Включены в «Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/2023 учебном году» (Приложение № 1 к письму Рособрнадзора от 28.10.2022 № 04-411). URL: https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/Kriterii_it_soch.pdf (дата обращения: 22.05.2023).

Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

Одинцов Е. 70% школьников испытывают стресс из-за изменений в итоговом сочинении // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2022/11/28/19135675.shtml?updated (дата обращения: 22.05.2023).

Перечень поручений по реализации Послания Федеральному Собранию. // Сайт Администрации Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/20004 (дата обращения: 22.05.2023).

Сочинение в основной срок успешно написали 98% выпускников. // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Официальный сайт Рособрнадзора. URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/sochinenie-v-osnovnoj-srok-uspeshno-napisali-98-vypusknikov/ (дата обращения: 22.05.2023).

Загрузки

Опубликован

2023-07-24

Как цитировать

Гайдукова Яна Александровна. (2023). СТРАХ КАК ФАКТОР, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ: -. Актуальные проблемы педагогики и психологии. Научный рецензируемый электронный журнал (сетовое издание) 16+, 4(7), 13–19. извлечено от https://pedpsy.ru/index.php/ped/article/view/287

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)