СТРАХ КАК ФАКТОР, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЙ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В ШКОЛЕ
-
Ключевые слова:
самовыражение, письменная речь, страхи, итоговое сочинение, сочинение, теория человеческой мотивации А. МаслоуАннотация
Аннотация. В статье приводятся данные исследований учащихся седьмых, девятых и одиннадцатых классов, говорящие о высоком уровне тревожности при выполнении письменных работ (страхи испытывают около трети учащихся). Доказана связь между уверенностью подростка в себе и его самовыражением в собственном письменном тексте. Оценена сложность написания выпускного итогового сочинения. Приведённые эмпирические данные соответствуют «Теории человеческой мотивации» А. Маслоу.
Актуальность, проблема. Школьное сочинение как жанр письменной речи давно стало классическим форматом выпускного и вступительного экзаменов. Обучение навыку письменной речи происходит на протяжении всего периода обучения в школе. Однако школьники разных ступеней образования испытывают трах при написании собственной письменной работы.
Цель. Цель исследования — оценить выраженность чувства страха при написании сочинений учащихся школы.
Материалы и методы исследования. Исследовались теоретические источники, определяющие задачи и критерии оценивания школьного выпускного сочинения. Исследовались учащиеся 7 и 9 классов. Методы исследования — письменный опрос и анализ продуктов деятельности. Результаты сопоставлены с опубликованными результатом опросов учащихся 11 классов.
Результаты и их обсуждение. Не менее трети учащихся 7-11 классов испытывают страх при выполнении письменных работ. Высокий уровень страха, тревожности, вызывает у подростков сложности даже при выполнении посильных для них видов письменных работ, не предполагающих высокой строгости в оценивании. Также мы доказали связь между уверенностью подростка в себе и его самовыражении в собственном письменном тексте. Приведённые эмпирические данные соответствуют тезисам «Теории человеческой мотивации» А. Маслоу.
Библиографические ссылки
Вальтер Шубарт: «…Европа есть страна деловитости, а Россия есть родина души». // Яна Александровна Гайдукова. Сайт учителя. URL: https://outchitel.ru/valter-shubart-evropa-est-strana-delovitosti-a-rossiya-est-rodina-dushi/ (дата обращения: 22.05.2023).
Дощинский Р. А. Итоговое сочинение: начало большого пути. // Сборник материалов научно-практической конференции «Сочинение на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации» («Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе»). — «РОПРЯЛ», 2015. — 263 с. С. 99-104. URL: https://iro86.ru/images/nauka/pov_kv/sbornik_materialov_1.pdf (дата обращения: 22.05.2023).
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) Включены в «Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/2023 учебном году» (Приложение № 1 к письму Рособрнадзора от 28.10.2022 № 04-411). URL: https://doc.fipi.ru/itogovoe-sochinenie/Kriterii_it_soch.pdf (дата обращения: 22.05.2023).
Маслоу А. Мотивация и личность: Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
Одинцов Е. 70% школьников испытывают стресс из-за изменений в итоговом сочинении // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2022/11/28/19135675.shtml?updated (дата обращения: 22.05.2023).
Перечень поручений по реализации Послания Федеральному Собранию. // Сайт Администрации Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/20004 (дата обращения: 22.05.2023).
Сочинение в основной срок успешно написали 98% выпускников. // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Официальный сайт Рособрнадзора. URL: https://obrnadzor.gov.ru/news/sochinenie-v-osnovnoj-srok-uspeshno-napisali-98-vypusknikov/ (дата обращения: 22.05.2023).
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Гайдукова Яна Александровна
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Доступность публикаций на основе лицензии Creative Commons
Журналы Материалы междунардных конференций и «Актуальные проблемы педагогики и психологии» являются журналами открытого доступа, который означает, что весь контент свободно доступен для пользователя или его / ее учреждения бесплатно. Пользователи могут читать, загружать, копировать, распространять, печатать, искать или ссылаться на полные тексты статей или использовать их в любых других законных целях без предварительного разрешения издателя или автора.
«Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная (CC BY-NC 4.0)
Авторские права сохраняются за автором без ограничений, лицензия распространяется на читателей и издателя.
На этой странице размещено лишь изложенное понятным языком краткое объяснение лицензии, которое не является заменой ПОЛНОГО ТЕКСТА ЛИЦЕНЗИИ. Переход на текст лицензии (disclaimer).
Вы можете свободно:
- Делиться (обмениваться) — копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате
- Адаптировать (создавать производные материалы) — делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал
- Лицензиар не вправе аннулировать эти свободы пока вы выполняете условия лицензии.
При обязательном соблюдении следующих условий:
- «Attribution» («Атрибуция») — Вы должны обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию, и обозначить изменения, если таковые были сделаны. Вы можете это делать любым разумным способом, но не таким, который подразумевал бы, что лицензиар одобряет вас или ваш способ использования произведения.
- «NonCommercial» («Некоммерческое использование») — Вы не вправе использовать этот материал в коммерческих целях.
- Без дополнительных ограничений — Вы не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.
Замечания:
- Вы не обязаны действовать согласно условиям лицензии, если конкретная часть материала находится в общественном достоянии или если такое использование вами материала разрешено согласно применимому исключению или ограничению авторских прав.
Вам не даётся никаких гарантий. Лицензия может не включать все разрешения, необходимые вам для использования произведения (материала) по вашему замыслу. Например, иные права, такие как право на обнародование, неприкосновенность частной жизни или неимущественные права могут ограничить вашу возможность использовать данный материал.